Россия не видит ничего драматического для себя в итогах состоявшегося накануне чрезвычайного саммита Евросоюза.
Правильно быть очень сбалансированными в оценках и признать, что имела место серьезная провокация, за которой последовала реакция
Как известно, страны Европы воздержались от принятия санкций против Москвы, ограничившись осуждением одностороннего признания независимости Абхазии и Южной Осетии и временной приостановкой переговоров по заключению базового соглашения Россия – ЕС.
При этом своей «взвешенной декларацией», давшейся Старой Европе немалой кровью, ЕС в целом остался доволен.
«Европейский союз просигнализировал свое единство и сплоченность по вопросу о ситуации в Грузии. В подобных конфликтах никогда не бывает виновен только один, поэтому я довольна, что позиция ЕС не была односторонней», – прокомментировала итоги заседания канцлер Германии Ангела Меркель.
Впрочем, единой позицию ЕС можно было назвать с большой натяжкой.
Так, по настоятельству Италии из документа было убрано словосочетание «непропорциональная реакция России», которое ранее являлось ключевым в европейских оценках событий на Кавказе.
«В документе говорилось о непропорциональной реакции России, а я спросил, что подразумевается под реакцией пропорциональной. Мне никто не смог дать ответа. Правильно быть очень сбалансированными в оценках и признать, что имела место серьезная провокация, за которой последовала реакция», – сообщил по итогам саммита премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.
Единственным же условным «наказанием» для России, заменившим предлагаемые рядом стран санкции, стало замораживание переговоров по подписанию соглашения с ЕС.
Комментируя итоги саммита, постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил о провале политики «польского президента и его прибалтийских единомышленников», проводивших «линию Вашингтона на подрыв общеевропейского сотрудничества».
Как заявил он в интервью телеканалу «Вести» , у Евросоюза, США, НАТО нет моральных прав говорить о санкциях против России, так как последняя в ситуации с Южной Осетией поступила так, как поступила бы на ее месте любая уважающая себя страна.
«Наши традиционные недоброжелатели могут пошуметь, но они не несут никакой ответственности за свои слова. Мелкодержавный шовинизм ничем не лучше великодержавного», – добавил он.
Что же касается замораживания переговорного процесса по новому базовому соглашению, то эта новость хоть и стала неприятной, но не смертельной.
«Если переговоры по базовому документу действительно отложены, то остается только выразить сожаление. Мы заинтересованы в сотрудничестве с ЕС не больше, чем ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией», – заявил «Интерфаксу» источник в МИД России.
В то же время, как полагает постпред России при ЕС Владимир Чижов, подобный шантаж является некорректным и необоснованным.
«Это неправильный, я бы сказал, некорректный политический сигнал и к тому же не по адресу», – отметил он.
Он напомнил, что условие об отводе российских войск из Грузии, выдвинутое участниками завершившегося в Брюсселе в понедельник саммита ЕС, было выполнено российской стороной еще до созыва саммита ЕС.
«С вопросом об отводе российских войск на позиции по состоянию на 7 августа Евросоюз фактически постучался в открытую дверь, поскольку все дополнительные российские воинские подразделения выведены с территории Грузии», – отметил Чижов.
А посему, предположил постпред, решение ЕС о замораживании переговоров может быть просто искусственно увязано с ситуацией на Кавказе.
Между тем США оказались очень довольны итогами саммита в части, касающейся Грузии.
«Этот чрезвычайный саммит ЕС демонстрирует, что Европа и США едины в твердой поддержке территориальной целостности, суверенитета и восстановления Грузии. Белый дом аплодирует приверженности ЕС направлению миссии ЕС в Грузию и призывает государства – члены ЕС направить наблюдателей как можно быстрее», – заявила пресс-секретарь Белого дома Дана Перино.
По ее словам, Вашингтон (хотя ЕС посоветовал ему прямо противоположное) намерен совместно с ЕС работать по восстановлению Грузии. А вот реакции на отсутствие решения саммита «наказать» Россию из США, как ни странно, пока не последовало.