В четверг министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил в комитете Совета Федерации по международным делам.
Именно на это указывают и реваншистская риторика Тбилиси, и разговоры о ремилитаризации Грузии
Сенаторов очень интересовала нынешняя ситуация, которая сложилась после войны в зоне грузино-осетинского конфликта и последующего признания России независимости Абхазии и Южной Осетии.
После всего произошедшего за рубежом высказывалось предложение, что Россия может распространить механизм признания Сухума и Цхинвала на другие территориальные конфликты на территории бывшего СССР.
Лавров заявил сенаторам, что это не станет прецедентом для Приднестровья и Нагорного Карабаха.
По словам министра, «Россия будет активно содействовать мирному решению всех конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения всех принципов устава ООН» и ранее достигнутых договоренностей. Москва будет искать согласия между вовлеченными в конфликт сторонами.
«Будем ответственно реализовывать свою посредническую миссию в переговорном процессе, это в полной мере относится к Приднестровью и Нагорному Карабаху. Везде есть свои особенности, свои форматы и механизмы посредничества. Но югоосетинский кризис не создает для них никакого прецедента», - сказал Сергей Лавров.
Помимо этого не исчезает напряженность в вопросах урегулирования на Кавказе. Согласно последним договоренностям России с Европой, Москва выводит свои войска с территории Грузии, где на их место приходят международные наблюдатели.
Об этом договорились президенты России и Франции (сейчас Париж председательствует в Евросоюзе) Дмитрий Медведев и Николя Саркози. Главным документом по урегулированию конфликта служит так называемый план Медведева-Саркози. В этой связи глава российской дипломатии отметил, что ООН и ЕС пытаются переписать договоренности двух президентов в пользу Тбилиси.
«Уже предпринимаются попытки внутри ООН, ОБСЕ и ЕС, и через НАТО задним числом подправить принятые решения, подправить и переписать в пользу тбилисского режима», - заявил господин Лавров.
Он еще раз отметил, что главная задача Москвы обеспечить безопасность на Кавказе. На это и направлены договоренности президентов России и Франции от 12 августа и 8 сентября.
«Эти договоренности являются несомненным дипломатическим успехом. Они позволяют обеспечивать безопасность в Абхазии и Южной Осетии как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с Евросоюзом, ОБСЕ и ООН», - процитировало Лаврова РИА «Новости».
В оправдание размещения российских военных на территории Абхазии и Южной Осетии (в каждой республике планируется разместить до 3800 человек) Лавров сказал, что Москве известно о планах зарубежных союзников Грузии подготовить в этой стране диверсионно-террористические группы для возвращения Абхазии и Южной Осетии.
И только признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии «дает всем, не только нам, реальный выход из ситуации, которая в противном случае продолжала бы оставаться источником дестабилизации региона на долгое время».
«Именно на это указывают и реваншистская риторика Тбилиси, и разговоры о ремилитаризации Грузии, и даже, по некоторым сведениям, готовность некоторых зарубежных покровителей готовить в Грузии диверсионно-террористические группы для продолжения борьбы «за восстановление конституционного порядка»», - сказал министр.
Грузино-осетинский конфликт внес похолодание в отношения России с Европой и США. Вашингтон стал одним из главных критиков действий Кремля на Кавказе, обвиняя Россию в непропорциональном использовании силы в ответ на грузинскую агрессию против Южной Осетии. Высшие должностные лица США предупреждали, что отношения с Россией изменятся.
Сергей Лавров утверждает, что Россия, в свою очередь, не впадает в антиамериканизм и не позволит поссорить себя с Европой. В этих словах есть прозрачный намек на то, что Вашингтон настраивает европейских лидеров против российского руководства.
Наиболее ярко это отражается на заявлениях лидеров стран Новой Европы, к которым причисляют Польшу и Прибалтийские страны. Именно делегаты этих стран из числа других критиков России предложили Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) пересмотреть отношения с Россией и лишить ее права голоса на открывающейся в конце сентября осенней сессии ПАСЕ.
Но Россия после войны с Грузией лишний раз убедилась, что необходимо быстрее найти новые принципы европейской безопасности. С этой целью предлагается разработать соответствующий договор, так как прежние положения устарели, о чем и свидетельствует проявленная Грузией агрессия.
«Мы не вбиваем клин в трансатлантические отношения, мы предлагаем их развивать, чтобы они охватывали все ветви европейской цивилизации - Россию, Евросоюз и США. Мы ни в коей мере не впадаем в антиамериканизм, не собираемся «вставать в позу», отвечать по принципу «око за око» и, конечно же, мы не позволим поссорить себя с Европой», - прокомментировал Сергей Лавров инициативу России о разработке нового договора о европейской безопасности.