Решения президента России Дмитрия Медведева подписать указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии и дать распоряжение российскому МИДу установить с этими республиками дипломатические отношения заранее были обречены попасть в центр внимания мировых лидеров.
Наш ответ в этом смысле полностью основан на международном праве, на Уставе ООН, на известных Хельсинкских декларациях
К тону их высказываний Кремль подготовился. Президент дал интервью сразу нескольким телевизионным каналам. Первыми в этом списке оказались американский канал CNN, телерадиовещательная корпорация BBC и арабская Al Jazeera.
В интервью англоязычному российскому телеканалу Russia Today Дмитрий Медведев пояснил, что признание независимости двух кавказских республик направлено на предотвращение геноцида местного населения. Президент сказал, что произошедшее полностью стыкуется с международным правом, и напомнил о косовском прецеденте.
«Когда возник казус Косова, мои коллеги говорили, что это случай особого рода. Так вот, каждый случай признания по своей природе – это случай особого рода. Особенная ситуация в Косове, особенная ситуация в Осетии и в Абхазии. И если говорить о нашей ситуации, то совершенно очевидно, что принятое нами решение направлено на то, чтобы предотвратить геноцид, истребление народов и помочь встать на ноги», – заявил президент.
По словам Медведева, последний гвоздь был вбит после грузинской агрессии против Южной Осетии. «Поэтому наш ответ в этом смысле полностью основан на международном праве, на Уставе ООН, на известных Хельсинкских декларациях, на других международных актах», – заявил Дмитрий Медведев.
События в зоне грузино-осетинского конфликта мировыми СМИ преподносились как начало конфронтации между Россией и Западом, способной привести к новой холодной войне. Более того, на такие выводы наталкивали заявления зарубежных политиков, главным образом американских, которые, заявляя о территориальной целостности Грузии, требовали от России немедленного вывода войск из зоны конфликта. В этой связи позиции России и практически всех стран НАТО по югоосетинскому вопросу разошлись кардинально.
Но дальнейшее развитие ситуации зависит от позиций, которые займут партнеры России по мировому сообществу.
«Нас ничего не пугает, в том числе и перспектива холодной войны. Мы, конечно, ее не хотим. В этой ситуации все зависит от позиции наших партнеров по мировому сообществу. Если они хотят сохранять добрые отношения с Россией, они поймут причину нашего решения и ситуация будет спокойной», – заявил президент.
Если они изберут конфронтационный сценарий, «ну что ж, мы жили и при разных условиях, проживем и так», добавил он.
Многие западные лидеры, главным образом Франции, Германии и Великобритании, обвиняют Россию в невыполнении ею своих обязательств, прописанных в плане Медведева – Саркози, и в том, что российские войска, вопреки заявлениям Москвы, до сих пор находятся в Грузии.
«Россия свои обязательства, вытекающие из шести принципов так называемого соглашения Медведев – Саркози, полностью исполнила. Наши войска выведены за пределы Грузии, кроме так называемой полосы безопасности», – сказал Медведев.
Также президент отверг домыслы насчет попыток России возродить имперские амбиции. Возврата к Советскому Союзу не будет и к этому никто не стремится, ответил Медведев французской телекомпании TF-1.
«Империи, как правило, не возрождаются, и тосковать об имперском прошлом – это очень серьезное заблуждение. В то же время, естественно, мы не можем не думать о тех гражданах, которые имеют российские паспорта и которые живут в сопредельных территориях», – сказал хозяин Кремля.
Дмитрий Медведев призвал не раздувать новый конфликт из-за российской позиции по Южной Осетии и Абхазии. В интервью CNN российский лидер подчеркнул, что у России с рядом стран есть разногласия, но они не фатальные. Кроме того, есть сферы, в которых Россия успешно сотрудничает в том числе с Соединенными Штатами.
На вопрос о том, кто из двух кандидатов в президенты США Медведеву предпочтительнее, президент России ответил, что готов контактировать «с любой администрацией».
«Главное, чтобы наши американские коллеги были прагматиками, чтобы они защищали истинные интересы американского народа, а не выдуманные идеологические схемы», – заявил он.