В пятницу, на полигоне имени Маршала Баграмяна что в Армении, завершилась активная фаза заключительного, четвертого этапа совместных командно-штабных учений «Рубеж-2008» Организации договора о коллективной безопасности (в данный военно-политический союз входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан).
Пока Россия строила отношения только в парадигме экономической целесообразности, все наши союзники от нас ушли
Всего на «рубеже» с боевыми стрельбами отметилось около 2,5 тыс. военнослужащих ВС Армении и России, была задействована бронетехника, артиллерия, зенитные средства, системы ПВО, авиация, в частности истребители МиГ-29, штурмовики Су-25, самолеты Ми-24, Ми-8.
Подводя итоги, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа отметил, что по степени интенсивности 4-й этап был самым сложным. «Мы вырабатывали предложения для Совета коллективной безопасности, отрабатывались меры по политическому урегулированию конфликтов по той ситуации, которая моделировалась на данных учениях», – рассказал он.
Генсек также отметил, что «Рубеж-2008» «дал большой опыт и пищу для размышлений, чтобы совершенствовать нормативную базу, нацеленную на урегулирование конфликтов, прежде всего, политическими средствами, не доводя до применения военной силы».
Напомним, что СКШУ «Рубеж-2008» проходили в четыре этапа и, впервые в истории ОДКБ, на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. Первый этап учений стартовал в Армении еще 22 июля, второй этап прошел в Москве – 30–31 июля.
Третий пошагово расписывал «совместную оборонительную операцию по защите суверенитета и территориальной целостности Армении». Наконец, четвертый этап, так называемая активная фаза, позволил отработать управление войсками в ходе операции.
На заключительном мероприятии лично присутствовал президент Армении Серж Саргсян, не преминувший «поприветствовать совместную инициативу» президентов Дмитрия Медведева и Николя Саркози по урегулированию конфликта.
По словам Саргсяна, «трагические события в Южной Осетии продемонстрировали, что попытки вооруженного противодействия стремлению к самоопределению на Южном Кавказе чреваты серьезными военными и геополитическими последствиями».
«Эти события также показали, что подобные конфликты должны быть урегулированы на основе свободного волеизъявления народов, борющихся за самоопределение, иначе мы неизбежно становимся свидетелями этнических чисток и попрания международного гуманитарного права», – подчеркнул Саргсян.
Собственно, других интонаций у лидера Армении и быть не могло. Разумеется, если население Нагорного Карабаха попросят определиться со своим статусом официально, у Азербайджана не будет ни шанса сохранить мятежный регион, населенный преимущественно армянами, в своем составе. А говоря о том, что «армянская сторона неоднократно указывала на опасность беспрецедентного наращивания военного потенциала некоторыми странами региона и попытки силового решения конфликтов», Саргсян явно имеет в виду официальный Баку.
«Убежден, что военный путь решения конфликтов бесперспективен, и события на Южном Кавказе окажут отрезвляющий эффект на тех, кто еще питает иллюзии по силовому решению», – цитирует слова армянского президента ИА «Новости-Армения».
Неудивительно, что ОДКБ изначально заняла весьма жесткую позицию в отношении ситуации в Южной Осетии. Сразу после атаки грузинских войск на Цхинвали, Организация выступила с осуждением Тбилиси, который «преднамеренно провоцировал конфликт под покровительством ряда внерегиональных стран». Позднее ОДКБ присоединилась и к военной составляющей конфликта, предупредив Россию со ссылкой на данные разведок о возможности диверсионных операций со стороны Грузии.
К слову, еще 22 июля спикер Госдумы и, по совместительству, председатель Парламентской ассамблеи ОДКБ Борис Грызлов, а также генсек организации Бордюжа говорили о том, что в некоторых аспектах ОДКБ прямо конкурирует с НАТО. С учетом резкого ухудшения отношений Москвы с Североатлантическим альянсом данный аспект стоит признать актуальным.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков, считает, что в перспективе ОДКБ могла бы составить устойчивый союз – противовес НАТО, но пока считать его полноценной альтернативой альянсу нельзя.
«Необходим блок, сходный с Организацией Варшавского договора (ОВД), который существовал во времена СССР. ОДКБ можно рассматривать лишь как первый шаг к образованию полноценного геополитического оборонительного союза вокруг России. Теоретически, ОБКБ может превратиться в подобную организацию, условия для этого создались все», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
При этом Сивков замечает, что для достижения данной цели России придется отказаться от использования практики сугубо экономических, прагматических отношений со своими партнерами.
«Нужно продемонстрировать способность защитить другие государства. Пока Россия строила отношения только в парадигме экономической целесообразности, все наши союзники от нас ушли. А когда Россия безо всякой выгоды для себя выступила на защиту маленького народа Южной Осетии, моментально появились новые варианты сотрудничества. Нас поддержала даже Турция, которая считается традиционным противником. И, по сути, блок НАТО раскололся», – напомнил Сивков.
«Если российское руководство будет проводить тот же курс, что и последний год, то вокруг России и в рамках ОДКБ, и в рамках более широких, чем ОДКБ, например, в рамках ШОС, возможно появление большого геополитического оборонительного союза», – отметил эксперт и даже очертил круг возможных союзников:
«Южноамериканский блок – Венесуэла, Боливия, Никарагуа, Куба, ближневосточный блок – та же Сирия. Кроме того, необходимо искать союзников и в самом НАТО – например, Италия, Греция», – заключил эксперт.