После затяжных и непростых переговоров с Варшавой, где Вашингтон долго искал общий язык с новыми властями, Польша и США заключили предварительное соглашение о размещении вблизи российских границ 10 противоракет. В соседней Чехии появится американская РЛС. Обе эти базы станут третьим позиционным районом ПРО США в Восточной Европе.
Все это — еще одно свидетельство того, что на самом деле проект не имеет никакого отношения к иранской ракетной угрозе, а направлен против России
Подписи под документом поставили замгоссекретаря США по вопросу о контроле над вооружениями и международной безопасности Джон Руд и замминистра иностранных дел Польши Анджей Кремер.
Сообщалось, что это произошло сразу после согласия США выполнить требования польской стороны, которая в обмен на предоставление территории под американские военные объекты потребовала модернизировать свою армию, прежде всего системы ПВО.
Также переговоры буксовали из-за нежелания Варшавы заключать договор с администрацией Джорджа Буша. Польские газеты утверждали, что правительство Дональда Туска дождется результата президентских выборов в США и договорится со следующей администрацией. Одновременно в ситуацию вмешалась Литва, которая согласилась в случае демарша поляков принять у себя американские противоракеты. Эксперты отмечали, что скорее всего, это некий элемент давления на Польшу.
Тем не менее, предварительное соглашение подписано, и это вызвало полное удовлетворение Белого дома. Там настроены в короткие сроки уладить все моменты и подписать полноценное соглашение. Вопрос с размещением радара фактически решен. Соответствующий договор подписан и его ждет ратификация в чешском парламенте.
На известие о польско-американском соглашении отреагировала Смоленская площадь. Источник «Интерфакса» в министерстве иностранных дел России отметил, что спешка американцев при заключении соглашения с Польшей говорит о направленности американской системы ПРО против России, а не Ирана.
Вашингтон оправдывает планы построить третий позиционный район ПРО в Восточной Европе желанием защитить европейских союзников США от возможных ракетных атак со стороны стран-изгоев, таких как Иран и Северная Корея. Москва утверждает, что такая система вблизи границ России представляет угрозу ее национальной безопасности. Ранее Россия предупредила, что в случае появления американских ракет в Польше и радара в Чехии, ответит на это не дипломатическими, а военными мерами.
«Конечно, по содержанию соглашения и по спешке, в условиях которой оно заключалось, можно сделать вывод, что все это — еще одно свидетельство того, что на самом деле проект не имеет никакого отношения к иранской ракетной угрозе, а направлен против России», — сказал на условиях анонимности высокопоставленный источник в российском МИДе.
Первыми информацию о прорывах в переговорах распространили польские СМИ. Позже, в четверг, эти сведения подтвердил премьер-министр Польши Дональд Туск. Он сообщил о том, что достигнуто предварительное соглашение по размещению элементов противоракетной обороны США на территории его страны.
Господин Туск заявил, что Польша завершила переговоры с США и согласилась с условиями размещения элементов ПРО.
Этим соглашением предусмотрено базирование на территории Польши батарей "Патриот" и укрепление польско-американского военного сотрудничества. К 2012 году в Польше планируется расквартировать постоянный американский гарнизон. Соглашение также содержит декларацию о предоставлении американской военной помощи в случае угрозы Польши со стороны третьих государств.
Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко уверена, что на уступки пошел не Вашингтон, а польская сторона. Скорей всего Варшава просчитала внутриполитическую конъюнктуру в США и пришла к выводу, что сейчас позиции республиканцев, активно отстаивающих проект ПРО в Восточной Европе, усилились после войны в зоне грузино-югоосетинского конфликта. «В этой связи Варшава пришла к выводу, что в принципе нет существенного риска для заключения этого договора», — сказала Войко газете ВЗГЛЯД.
Однако эксперт подчеркивает, что соглашение предварительное и впереди много согласований, среди которых присутствие российских инспекторов на этих базах. При этом важен сам статус будущих объектов. Договор с Прагой заключен таким образом, что присутствие Чехии на объекте сильно ограничено.
Что касается ответа Москвы, то о нем станет известно ко времени появления объектов американской ПРО в Восточной Европе. В качестве контрмера, напоминает эксперт, Россия рассматривает Белоруссию как возможную территорию для размещения военных объектов. Это не скрывали военные чиновники и посол России в Белоруссии Александр Суриков, о чем он высказывался около года назад.
Другой возможной площадкой может быть выбрана Калининградская область — западный рубеж. В пятницу Суриков вновь заявил, что Белоруссия может ответить на размещение ПРО в Польше. При этом господин Суриков предположил, что у польских парламентариев могут возникнуть вопросы по этому договору.
«Если же оно будет одобрено, мы эту тему сначала обсудим внутри страны, потом мы не исключаем, что в обсуждении этого вопроса примет участие белорусская сторона», — отметил российский посол.
Но говорить о реальных шагах в этом направлении преждевременно, потому что действия России ограничивают военные договоры. Из одного такого соглашения — Договора об обычных вооруженных силах в Европе — Москва вышла в декабре прошлого года. Однако простыми вооружениями защититься от стратегических вооружений невозможно. С 1987 года Москва соблюдает положения соглашения по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД). У варианта выхода России из этого соглашения есть как противники, так и сторонники.
Официально власти на этот счет пока не высказывалась, кроме бывшего начальника Генштаба Юрия Балуевского, который говорил о наличии причин для возвращения ракет средней и меньшей дальности в арсенал России. Однако президент Дмитрий Медведев в начале июня отправил господина Балуевского в отставку, поставив на его место генерала армии Николая Макарова. После смены руководства, Генштаб с инициативой изменения условий соблюдения договоров больше не выступал.
Но Евгения Войко в целом не исключает, что Россия может поставить вопрос о выходе из РСМД, «поскольку сейчас Москва находится в несколько невыгодном стратегическом положении». К этому относятся попытки США надавить на Россию для размещения своих объектов в Закавказье, «то есть я не исключаю, что вся военная кампания в Южной Осетии была реализована с целью усилить контингент НАТО в Закавказье».
«Сейчас это объекты ПРО в Восточной Европе и евроатлантические амбиции Грузии и Украины», — поясняет Евгения Войко.
Но процесс выхода России из РСМД длителен. Он потребует многочисленных консультаций с зарубежными партнерами. Окончательное решение Москвы будет зависеть от результата этих действий. При этом эксперт верит в эффективность американо-российского диалога. Несмотря на дипломатическую войну между Москвой и Вашингтоном, «США осознают, что Россия имеет механизмы для ответа на попытки США усилить свое присутствие вокруг России».