Конституционный суд Турции приступает к рассмотрению10 поданных прошений о роспуске правящей Партии справедливости и развития. Возглавляемое действующим премьер-министром республики Тайипом Эрдоганом движение может поплатиться за попытки навязать стране законы «с явным религиозным уклоном».
Функционеры партии рассматривают возможность создать клон ПСР сразу же после ее запрещения
Последней каплей для светской элиты государства (в первую очередь военных) стал принятый ПСР и поддержанный правительством (а также большинством населения) закон, отменивший запрет на ношение мусульманских платков в вузах.
Тогда же генпрокурор Абдуррахман Ялчинкай потребовал от Конституционного суда вынести запрет на дальнейшее существование партии в целом как «нарушающей светский характер развития страны», а также наложить пятилетнее табу на политическую деятельность 71 партийного функционера. В том числе самого Эрдогана и президента Турции Абдуллы Гюля.
К слову, принятое ПСР нововведение продержалось в стране недолго. Через два месяца после принятия документа Конституционный суд страны вынес постановление отменить закон и вернуть все на круги своя.
Уже тогда турецкая пресса расценила решение суда как самое крупное политическое поражение Эрдогана с момента триумфальных для него парламентских выборов 2002 года, назвав вердикт «первым шагом к запрету партии, навязывающей стране законы шариата».
«Вердикт, оглашенный КС, совершенно четок и очевиден: ПСР будет запрещена. Последующий ход процесса о закрытии партии Эрдогана – формальность и не более того», – отмечал обозреватель газеты «Ватан» Мехмет Тезкан.
Сам Эрдоган назвал решение суда «крайне неудачным» и до последнего надеялся переиграть ситуацию в свою пользу. В частности, в турецком парламенте обсуждался вопрос создания двухпалатного законодательного собрания и разработки новой Конституции, усложняющей процедуру запрещения партий.
В качестве запасного варианта функционеры партии рассматривают возможность создать клон ПСР сразу же после ее запрещения. Тем более что подобного опыта у исламистов более чем достаточно: запрещенная за «использование религии в политических целях» в 2001 году Партия благополучия стала основой нынешней партии Эрдогана. Тремя годами ранее, в 1998 году, с этой же расплывчатой формулировкой была закрыта исламистская Партия благоденствия.
В то же время наблюдатели полагают, что на этот раз суд может принять более мягкое решение. В частности, несколькими днями ранее член Конституционного суда Осман Дзан заявил, что полностью запрещать деятельность партии всё-таки не следует.
Для того, чтобы ПСР была вновь запрещена и ее лидеры лишились права заниматься политикой, решение должны одобрить минимум 7 судей из 11, входящих в коллегию, уточняет ИТАР-ТАСС. При этом местные СМИ отмечают, что процесс может затянуться как минимум на двое суток.
Аналогичную точку зрения высказал ранее сам глава Конституционного суда Хашим Кылыч, заявивший, что коллегия будет заседать сколько потребуется. «День, два, неделю, но процесс не будет прерываться до вынесения вердикта», – подчеркнул он.