В среду в нескольких СМИ появились сообщения о том, что на должность председателя партии «Яблоко» выдвинут 35-летний петербуржец Максим Резник* – об этом сообщили, в частности, агентство Росбалт и «Независимая газета». «Оппозиция, сплотившаяся вокруг петербургских яблочников, уверена: Явлинскому пора уступить место преемнику», – пишет «НГ».
Несогласным» совсем не нужно признания легитимности существующего государства кем-либо уважаемым среди «демократов
В четверг эту информацию подтвердили петербургские издания. «Изначально Максим Резник выдвинул на этот пост кандидатуру Михаила Амосова (бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и лидер регионального отделения «Яблока»). Но тот, взяв самоотвод, в свою очередь выдвинул Максима Резника. После этого участники конференции петербургского «Яблока» одобрили предложения по реформированию партии: объединение демократических сил, внутренняя демократизация «Яблока» и так далее. По итогам обсуждения был единогласно одобрен документ «Об основных принципах демократической оппозиции», который будет вынесен на рассмотрение съезда партии «Яблоко», – сообщает «Деловой Петербург».
В интервью РИА «Новости» претендент на партийный «трон» озвучил свои планы на случай избрания главой партии. Он намерен выступить «за объединение российских демократических сил». «Мы считаем, что основным нашим направлением должна стать демократизация внутрипартийной жизни «Яблока», а также создание организационных основ для объединения, возможно на базе «Яблока», всех демократических сил. Именно с этим я намереваюсь ехать в Москву», – заявил Резник.
Надо заметить, что «Яблоку» не впервой переживать внутренний кризис. Стоит вспомнить, что почти сразу после появления блока «Явлинский – Болдырев – Лукин» яблочные ряды покинул носитель буквы «Б» в названии блока – петербуржец Юрий Болдырев. И позднее питерские партийцы отличались строптивостью и радикализмом, не раз создававшими проблемы для Явлинского и его партии.
Однако пошатнуть лидерскую роль Григория Явлинского в партии его имени не удавалось еще никому. Что неудивительно: у «Яблока» нет и не может быть другого вождя, поскольку фигура лидера – единственное, что скрепляет эту партию. Точно так же, как фигура Владимира Жириновского – единственная скрепа для ЛДПР (не случайно Явлинского еще во время первой думской кампании 1993 года прозвали «Жириновским для интеллигенции»).
Поэтому новый бунт, начавшийся с участия некоторых яблочных активистов в «Национальной ассамблее», объединившей в своих рядах маргинальных радикалов всех сортов – включая ультранационалистов и сталинистов – вряд ли имеет перспективу. В федеральном руководстве к дружбе таких активистов, как Максим Резник, с Каспаровым и Лимоновым отнеслись без восторга.
На заседании бюро РДП «Яблоко» 30 мая первый заместитель председателя партии Сергей Иваненко, как сообщает официальный сайт «Яблока», следующим образом охарактеризовал имеющиеся в партии разногласия: «Есть ключевые позиции, которые с момента основания партии являются базовыми принципами ее существования и критериями для членства в ней: антиолигархическая, антисталинистская, антинационалистическая позиция». «Черно-белая позиция возможно не лучшая, но иногда необходима ясность. Не иметь ясности по таким вопросам еще хуже», – уверен Иваненко.
О том же говорил и сам Григорий Явлинский, который провел разграничительную линию между теми, что считает главной задачей «настойчивую и упорную борьбу за эволюцию сложившейся в России авторитарной системы в направлении европейской социальной демократии», и теми, кто нацелен на «свержение Путина – Медведева».
«Одни ищут сторонников через осмысление ошибок и преступлений 90-х, понимание причин сложившейся ситуации и создание демократической оппозиции. Другие считают проблемы реформ 90-х «перевернутой страницей» и участвуют в создании объединения любых противников действующего режима – включая обиженных олигархов, националистов, неонацистов, необольшевиков, сталинистов, коррупционеров 90-х. Одни, находясь в демократической оппозиции, исходят из того, что демократическая эволюция требует диалога с властью... Другие утверждают, что власть абсолютно неприемлема», – так определил расхождения между собой и радикалами Явлинский. И подвел черту: «Нельзя с утра быть в «Яблоке», а вечером заседать с националистами и сталинистами и создавать с ними общие организации».
После этого эксперты и журналисты заговорили о том, что Резник и его сторонники, скорее всего, в «Яблоке» не жильцы. Но сами «несогласные» яблочники, давно недовольные «соглашательством» своего вождя (выразившемся, в частности, в его встрече с президентом Владимиром Путиным незадолго до его ухода из Кремля), решили побороться за партию.
И у них нашлись горячие сторонники – правда, не внутри партии, а за ее пределами. В частности, предводитель «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаров на своем «именном» сайте опубликовал заявление, в котором тоже говорит о водоразделе среди демократов.
Гроссмейстер констатирует «внутренний раскол, который идет по всему идеологическому спектру оппозиционных партий и движений: на тех, кто готов принимать власть, что бы она ни делала, и тех, кто готов занять по отношению к путинской команде жесткую позицию». И упрекает тех, кто не согласен с «несогласными» в «нежелании и неумении вступать в реальную конфронтацию с властью». «Очевидно, что конфликт, например, в «Яблоке» идет именно по этой линии», – делает вывод Каспаров.
Соавтор «Другой России» и «Национальной ассамблеи» по обыкновению грозен. «Как только шлюзы, перекрывающие доступ к нормальной политике, будут открыты, поток настоящей политической борьбы, способность к которой во многих из нынешних «оппозиционеров» за последние годы атрофировалась, просто снесет и Явлинского, и Зюганова», – обещает он.
Бунт радикалов в «Яблоке» вовсе не случайно радует «несогласных». Ведь любой исход кризиса партии – и без того изрядно ослабевшей после 2003 года, когда она лишилась представительства в парламенте – играет на руку радикалам.
Если вдруг (шансов мало, но чем черт не шутит?) Резнику и его бойцам удастся одолеть Явлинского, то у «несогласных» появится своя зарегистрированная партия. Отодвинуть же на задний план малоизвестного питерского активиста Каспарову с Лимоновым будет нетрудно…
Ну а если, что скорее всего, Явлинский в очередной раз справится с оппозицией, это серьезно ослабит партию – которой, как уже говорилось, в последние годы живется непросто. А это будет означать, что в «демократическом» спектре практически не останется сил, ориентированных не ПРОТИВ «режима», а ЗА определенные идейные ценности.
Особенно это важно в тот момент, когда у Явлинского и его партии появились настроения в пользу конструктивного диалога с властью. Вот чего совсем не нужно «несогласным», так это признания легитимности существующего государства кем-либо, уважаемым в «демократическом лагере». В чем тогда смысл «Другой России»?..
Хотя изначальное наличие у «Другой России» какого-либо политического смысла – это очень неочевидное допущение.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом