Президент Франции Николя Саркози представил во вторник новую доктрину безопасности страны, так называемую «Белую книгу», одним из ключевых элементов которой является полноценное возвращение Парижа в НАТО.
Саркози уже пообещал Вашингтону пряник, заявив, что военное присутствие Франции в Афганистане будет расширено
«Комиссия «Белой книги» сделала вывод, согласно которому ничто не мешает участию Франции в военных структурах НАТО», – пояснил французский президент.
Ранее Саркози заявлял о готовности определиться с участием в военных структурах Североатлантического альянса в течение текущего года, и «полноценно-атлантическая» Франция может явить себя миру уже на саммите–2009.
Напомним, что Франция была одним из 12 соучредителей НАТО в 1949 году и именно во Франции в свое время располагались руководящие органы альянса (совет, секретариат, штаб верховного главнокомандующего). Однако Шарля де Голля сильно смущало присутствие на территории Пятой республики американских военных баз (включая ВМС и ВВС). А уж факт того, что часть французских войск находилась фактически под американским командованием, генерал расценивал почти как личное оскорбление.
Кроме того, атлантическая интеграция заметно мешала интеграции общеевропейской, активным поборником которой всегда выступал Париж. Имели место быть и опасения, что союзники могут втянуть Францию в конфликт (в частности, с СССР), противоречащий ее интересам.
В конце концов желание самостоятельно распоряжаться своим ядерным арсеналом и проводить независимую внешнюю политику привело к тому, что в 1966 году Франция вышла из военной составляющей блока и из группы ядерного планирования, но продолжила участие в работе политических структур альянса, например, в Совете НАТО.
Однако со временем в стане французских «правых» заметно окрепло желание реинтеграции в альянс. Предшественник Саркози Жак Ширак пытался вернуть Париж в военную структуру НАТО еще в 1997 году, однако тогда администрацию президента США Билла Клинтона не устроило выдвинутое Парижем условие – уступить Франции командование южным крылом альянса.
Между тем, аппетиты французского руководства к сегодняшнему моменту не уменьшились: Париж по-прежнему готов влиться в военные силы НАТО только на крайне выгодных для себя условиях.
«Франция – независимый союзник, свободный партнер. Я оставляю за собой принципы, которые в свое время провозгласил генерал де Голль: Франция при любых обстоятельствах сохранит за собой право вынесения решения относительно участия своих войск в военной операции», – передает РИА «Новости» слова Саркози, сказанные им перед тремя тысячами французских военных.
По его словам, «Франция не поместит ни один свой военный контингент под командование НАТО в мирное время».
Не собирается Париж делить с кем бы то ни было и один из основных своих бонусов – ядерное оружие. «Ядерные силы Франции останутся исключительно национальными при том, что сам факт наличия ядерного оружия у Франции является вкладом в безопасность всей Европы, я в этом убежден», – заявил президент, отметив, что только на основе этих принципов Париж может возобновить свои отношения с НАТО, «не опасаясь за свою независимость и не рискуя быть ввязанным в войну против своей воли».
Что здесь «жесткие условия», а что – бравада на публику, с ходу понять сложно. Очевидно лишь, что пренебречь дополнительными условиями Саркози просто не может: французы своим особым статусом в НАТО в известной степени дорожат.
Кроме того, желание президента вернуть республику в военные структуры альянса встречает стойкое сопротивление «левой» оппозиции, которая вообще отрицательно относится к проамериканской и евро-атлантической политике Саркози. В апреле социалисты совместно с коммунистами и «зелеными» уже пытались вынести вотум недоверия нынешнему правительству, однако президентская партия «Союз за народное движение», имеющая в парламенте большинство, эту инициативу с легкостью пресекла.
Неоднозначны выгоды полноценного возвращения Франции в альянс и для самих американцев. Стремление Парижа влиять на процесс преобразования НАТО и занимать высшие посты в структурах управления явно не понравится Вашингтону.
С другой стороны, Саркози уже пообещал Вашингтону пряник, заявив, что военное присутствие Франции в Афганистане будет расширено. В глазах Белого дома это было бы очень к месту, учитывая хроническое нежелание союзников США и Британии по блоку жертвовать в регионе своими людьми.