В связи с провалом Лисабонского соглашения на ирландском плебисците глава германского МИД Франк-Вальтер Штайнмайер напомнил миру о событиях начала 90-х годов, когда референдум по Маастрихскому договору проходил в Дании дважды – в 1992 и 1993 годах.
Ответы на вопросы о будущем Европы могут дать политики с харизмой и смелостью. Таких политиков в Европе, кажется, нет
«Датская модель может стать и нынешней моделью», – заявил он накануне по результатам консультаций со своими европейскими коллегами в Люксембурге, намекнув таким образом, что ирландцам недурно было бы переголосовать.
О важности продолжения ратификационных процессов заявила и канцлер Германии Ангела Меркель. «Вместе с ирландским правительством мы должны найти путь к дееспособному Европейскому союзу», – подчеркнула она в Вене по итогам встречи со своим австрийским коллегой Альфредом Гузенбауэром.
В свою очередь Гузенбауэр назвал нынешнюю ситуацию новым вызовом. Канцлер Австрии пояснил, что «необходимо и далее идти вместе». С аналогичным заявлением в понедельник выступило и французское правительство.
К слову, в Вену Ангела Меркель прибыла из Гданьска, где европейский системный кризис стал главной темой ее переговоров уже с премьер-министром Польши Дональдом Туском.
«Меркель в Гданьске. Саркози в Праге. Начались ремонтные работы после европейского интеграционного провала в Ирландии, – комментирует европейскую реакцию немецкая газета Leipziger Volkszeitung. – Политически поспешно и концептуально растерянно. Устранить ущерб удастся не сразу. В любом случае не методом «глаза закрыли – и вперед».
Между тем европейские политологи уже сформулировали несколько вариантов развития событий. Голосование могут провести заново, как это было в 2001 году: подумав, ирландцы все-таки проголосовали за принятый в Ницце договор. При этом новый проект европейской конституции аналитики считают маловероятным решением. Возможно, сохранит свою силу договор Ниццы – действующее базовое соглашение ЕС. Однако это заметно осложнит любые внутриевропейские переговоры.
Эксперты не исключают и создание альянсов, которые станут ядром альтернативного ЕС, в частности вокруг Франции и Германии. Правда, это грозит ослаблением позиций Евросоюза на мировой арене.
Тем временем европейская пресса продолжает возмущаться. «Когда Ирландия вошла в Евросоюз, то этот остров был беднейшим домом Европы, – напоминает немецкая Die Welt. – В 90-е годы благодаря чрезвычайному экономическому росту остров получил славу «кельтского тигра» – не в последнюю очередь благодаря обильной помощи ЕС. На сегодня, по данным Еврокомиссии, туда утекло 55 млрд евро».
«Своим нет ирландцы мало кому угодили, – пишет Salzburger Nachrichten. – Для Европы новый институциональный кризис означает провал. Это показывает новый многополярный мир XXI века».
Тупиковой считает ситуацию и болгарская газета Dnewnik. «Следующая редакция этого документа вряд ли будет столь же важной, как и Лисабонский договор, – поясняет праволиберальное издание. – Это вновь будет пособие о том, как в Евросоюзе должны приниматься решения и распределяться деньги. Настоящие ответы на серьезные вопросы о будущем Европы могут дать только европейские политики, которые имеют харизму и смелость их сформулировать. Таких политиков в Европе, кажется, нет».
Либеральная газета Der Standart вообще выступила с требованием лишить Ирландию статуса члена ЕС. «Ирландия должна сделать одолжение Европе и выйти из Евросоюза, – пишет венское издание. – После ее No Лисабонскому договору это было бы единственно приемлемым решением. Ирландцы сами создали себе проблему. Но они не должны становиться проблемой для других. Было бы печально, если бы веселый народ с зеленого острова не был бы больше частью Евросоюза. Но было бы еще печальней, если бы после этого No те, кто мог бы выиграть от европейской интеграции, как это было в случае с ирландцами, остались бы снаружи в холоде».
За особый статус Ирландии выступает и Dagens Nyheter. «ЕС никогда не станет таким, как США, – констатирует шведская газета. – Однако Европа должна выступать совместно в таких вопросах международной политики, как климатическая опасность, обеспечение мира, демократии и безопасности на Балканах, или реагируя на Россию как на поставщика газа. Те, кто верит в ЕС, должны сделать заметней дальнейшие шаги, чтобы опровергнуть неверное представление об утрате суверенитета. Если все страны ЕС ратифицируют договор, то Ирландии следует вновь подумать о своем нет. В противном случае эта страна должна стать лишь ассоциированным членом союза».
«Комментаторы с удовольствием жонглируют цифрами, посвященными стране, население которой по сравнению с ЕС не превышает 1%, а ВВП – не более 1,5%, но которая сумела уничтожить планы реформирования, – наблюдает со стороны швейцарская Neue Zürcher Zeitung. – Но это не столько гротескный случай, сколько воля. Евросоюз во многих сферах ориентируется не на размер и силу, а на консенсус».
Как бы там ни было, но для всех уже очевидно, что графики пора перекраивать – к 1 января 2009 года Лисабонский договор в силу не вступит. Об этом, в частности, заявил газете Welt премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.
А это значит, что к началу следующего года не будет нового председательствующего в ЕС, который занимал бы этот пост на протяжении двух с половиной лет, не будет нового верховного представителя по вопросам внешней политики и безопасности, не будет новой дипломатической службы, а Еврокомиссию ждет сокращение – каждая страна больше не будет представлена своим собственным комиссаром. Словом, Европа закрывается на ремонт.