Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва договорились совместно бороться за то, чтобы их страны включили в Совбез ООН в статусе постоянных членов. Как полагают оба лидера, без них организация выглядит устаревшей и неавторитетной.
В Уставе ООН Германия и Япония по-прежнему отнесены к странам-агрессорам
«Совет Безопасности ООН необходимо реформировать таким образом, чтобы он стал более представительным», – заявила Меркель во время своего визита в Бразилию. Лула да Силва с канцлером согласился, добавив, что Германии и Бразилии давным-давно пора стать членами Совбеза.
Разговоры о необходимости реформирования как ООН в целом, так и Совбеза в частности идут с переменным успехом второе десятилетие.
Первыми о своих амбициях еще в 90-х заговорили Германия и Япония, благо именно эти страны являются одними из главных спонсоров ООН. Берлин и Токио поддержали Индия, неофициально владеющая ядерным оружием, и Бразилия как самое крупное государство Латинской Америки. Позже к данной очереди присоединились Индонезия, ЮАР, Египет и ряд европейских стран.
Другое дело, что пятерка государств, имеющих постоянное представительство в Совбезе (США, Россия, Китай, Великобритания и Франция), не торопится соглашаться с перспективой расширения. И у каждой державы свои соображения на данный счет.
Так, Соединенные Штаты не хотят расширения СБ в принципе. Китай не намерен сидеть за одним столом со своим противником Японией, да и к Нью-Дели Пекин склонен относиться настороженно (несмотря на плотное взаимодействие по линии МИДов, между двумя странами немало нерешенных проблем.
Франция вроде бы согласна подвинуться и пустить в Совбез кого-нибудь еще. Во всяком случае, об этом недавно заявил президент Пятой республики Николя Саркози, заодно предложив расширить и «Большую восьмерку».
Нет принципиальных возражений и у России, желающей видеть в Совбезе своих единомышленников. Правда, как ранее заявлял глава МИД России Сергей Лавров, говорить о расширении можно лишь при принципиальном согласии всех пяти постоянных членов.
«Такой вопрос, как включение новых членов в Совет Безопасности, не может решаться путем, который расколет членов ООН. Пока среди членов Организации нет единой позиции по этому вопросу», – отмечал он.
Как бы там ни было, минусов от поспешного расширения может быть гораздо больше, чем плюсов. «Расширение превратит Совбез в полностью недееспособный орган. Если великие державы как-то соотносят свои интересы и еще могут договориться, с увеличением членов совместные решения будет принимать намного сложнее», – полагает вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.
Кроме того, отмечает эксперт, существуют и технические проблемы, мешающие расширению. Например, в Уставе ООН Германия и Япония по-прежнему отнесены к странам-агрессорам. Затем неизбежно возникнут вопросы: почему, например, Европейский континент представлен 3–4 странами, в то время как остальные – всего одной?
Что до России, она от такого расширения скорее проиграет, чем приобретет. «За эти годы все пять стран уже смогли друг к другу притереться и научились находить понимание, а новые члены наверняка будут пытаться реализовать собственные амбиции», – отметил Анохин в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
В результате, резюмирует эксперт, Совбез грозит превратиться в размытую и неповоротливую структуру наподобие перманентно расширяющегося НАТО.
«От расширения альянса вся Старая Европа теперь хватается за голову. Однако расширение Совбеза, решающего судьбы мира, – более серьезный вопрос, с которым нельзя торопиться», – убежден Анохин.