«Пусть едут, может, их меньше останется» – примерно так реагируют на появившуюся в четверг информацию большинство украинских журналистов. Политики и политологи называют УНА-УНСО* политическими маргиналами и призывают не относиться серьезно к подобным заявлениям. Однако сами радикалы настроены боевито. Попасть на территорию Грузии унаунсовцы хотят либо в статусе миротворцев, если на то будет воля официального Киева, либо как журналисты, предварительно прихватив с собой оружие – «для самообороны».
Горячая сотня
Украина и Грузия дружат исключительно на антироссийской платформе
25 апреля в Киеве в новом штабе украинской националистической партии УНА-УНСО состоится пресс-конференция. «Украинские националисты осуждают агрессию Российской Федерации в отношении Грузии и готовы, как и в 1993 году, оказать помощь братскому грузинскому народу», – заявил газете ВЗГЛЯД Игорь Мазур, несколько приподняв завесу над «миротворческими» планами УНА-УНСО.
«У нас достаточно друзей, с которыми мы были вместе во время грузино-абхазского конфликта, и они сейчас на серьезных постах в Министерстве обороны. Часть из них при власти в Грузии, и они заявляют, что Россия пренебрегает их территориальной целостностью. Вопросы Абхазии и Южной Осетии поднимаются как проблемные зоны будущих военных конфликтов: Грузия не хочет отказываться от своих территорий, а Россия заявляет, что готова признать эти республики (официальная Москва не заявляла подобного ни разу. – Ред.). Мы в 1993 году помогали Грузии, были награждены орденами, я в том числе, и готовы еще раз помочь с оружием в руках», – пояснил Мазур.
Действительно, в 1993 году, в период расцвета сепаратистских настроений на территории бывшего Советского Союза, УНА-УНСО во главе с лидером Юрием Шухевичем уже направляла своих бойцов в Абхазию. Причем, по словам самих бойцов, воевали они как на стороне Грузии, так и на стороне Абхазии.
Игорь Мазур особо подчеркнул, что унаунсовцы не будут нарушать законы Украины. «Если будет воля украинских властей, мы готовы как миротворцы туда поехать и сделать все для того, чтобы защитить территориальную целостность Грузии».
Что касается участия в военных действиях в статусе журналистов, лидер киевской организации подтвердил, что и это возможно, поскольку в их рядах много журналистов, которые смогут давать о происходящем «правдивую информацию».
– Таким образом, если не будет официального решения о направлении в зоны конфликта миротворцев, вы не поедете воевать?
– Тогда мы поедем как журналисты. Мы любим летом, когда тепло, находиться на берегу Черного моря на грузинских территориях.
– Какова численность вашего отряда?
– Численность будет небольшая, но достаточная, чтобы быть заметной в зоне конфликта.
– Это будет десять активистов, сто, тысяча?
– Думаю, в районе сотни.
– А насколько серьезными являются ваши планы бороться с «вечным врагом – Российской Федерацией до того момента, пока Россия не распадется и не сузится до радиуса 70 км от Москвы»?
– Если брать Золотое кольцо России, те, кто живут намного выше уровня основного населения, они как раз и ограничиваются 70-километровой зоной и отдельными областными центрами. В Оренбургской и Калужской области не знают, что происходит за кремлевскими стенами. Украинцев, кстати, не меньше в России, чем русских в Украине. Их много в Тюменской области и на Кубани, и мы считаем, что если Россия имеет право вмешиваться в интересы Украины, то мы тоже имеем право заявлять, что в местах компактного проживания украинцев надо создавать автономии. Украинская власть должна делать все для защиты украинского населения в России.
– Можно и ваши слова воспринимать как призыв к войне с Россией?
– Их можно воспринимать как мужской ответ на территориальные претензии России как к Украине, так и к Грузии.
– Какую реакцию вы ожидаете в ответ на столь громкие заявления?
– Мы хотим, просто чтобы они (Россия. – Ред.) знали, что если в Грузию сотня может поехать, то за Украину десятки тысяч готовы будут подняться.
Гробы из Сухуми
Напомним, что лидер УНА-УНСО Юрий Шухевич в сентябре 2007 года присутствовал на приуроченных к дню падения Сухуми мероприятиях в Верхней Абхазии. Именно ему принадлежит идея участия в военных действиях в Абхазии украинского батальона в 1993 году. А командовал этим батальоном именно Игорь Мазур, готовый сегодня воевать против России.
В 2006 году украинские националисты из УНА-УНСО уже предлагали помощь Грузии в установлении контроля над мятежными республиками. Тогда министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба посоветовал им в ответ вспомнить, «сколько гробов они получили на Украину» в результате военных действий в 90-е годы.
В интервью сайту «Вести – Северный Кавказ» Шамба прокомментировал заявление украинских националистов так:
«Украина и Грузия дружат исключительно на антироссийской платформе. Украинские националисты уже в 1992–1993 годах помогали Грузии справиться с мятежниками, как они выражаются, то есть с нами. Перед тем как делать такие заявления сегодня, пусть вспомнят, сколько гробов они получили на Украину. Надеюсь, на этот раз до этого не дойдет. Таких умников уже много было. Причем те, кто приезжал сюда, чтобы воевать на стороне Грузии, – это просто бандиты».
Басня про слона
Член Партии регионов Тарас Чорновил, комментируя газете ВЗГЛЯД заявления УНА-УНСО, пояснил, что чем мельче и слабее структура, тем более грозные заявления она озвучивает.
«Понятно, что все эти угрозы направлены не в сторону России, а нацелены на легковерного, достаточно маргинального поклонника вот такой вот политической силы. Именно им УНА-УНСО показывает, какие они страшные и грозные, Путину и Медведеву отсюда кулачком погрозили. Они могут сказать что угодно, что сузят радиус России до 10 км и до радиуса Кольцевой дороги – это все смешно и примитивно».
Что до ситуации вокруг территориальной целостности Грузии, народный депутат Украины уверен, что официальные представители Грузии вряд ли счастливы от таких заявлений. «Они заинтересованы в более серьезной поддержке, а не в таких вот провокационных вещах. Тбилиси сейчас старается выйти из конфликта, не переводя его в жесткую стадию. И тут такой подарок! Не думаю, что грузинские представители скажут спасибо УНА-УНСО».
«Я не воспринимаю всерьез заявление политических маргиналов», – поддержал Чорновила глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко.
«Более чем уверен, что в киевской УНА-УНСО вообще не наберется ста человек. Добровольцев для такого дела точно не найдется. Если они сами себя отправят – это их личное дело, хотя своими заявлениями и действиями они дискредитируют Украину. И дают повод россиянам и не только обвинять украинскую сторону во вмешательстве в чужие дела», – подчеркнул украинский политолог в интервью газете ВЗГЛЯД.
Справка
Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона (УНА-УНСО) – украинская политическая партия праворадикального толка. Основана 30 июня 1990 года бывшим украинским диссидентом Юрием Шухевичем под названием «Украинская межпартийная ассамблея» (УМА).
8 сентября УМА была переименована в Украинскую национальную ассамблею (УНА) и провозгласила себя партией. Официальной регистрации УНА, однако, во времена СССР не получила.
Сразу после начала августовского путча 1991 года партийное руководство УНА призвало создавать украинские военные формирования с целью отразить возможное военное вмешательство ГКЧП. Согласились создать такие формирования лишь те члены УНА, которые состояли в Советской армии. Данные полувоенные формирования получили название «Украинская национальная самооборона» (УНСО). Теперь УНА располагала собственным военизированным крылом.
В 1992-м, во время приднестровского конфликта, УНСО создала добровольческий отряд и отправила его в Приднестровье с целью борьбы против молдавских войск. В 1993-м очередной добровольческий отряд УНСО отправляется в Абхазию с целью борьбы на стороне Грузии.
Во время первой чеченской войны УНСО послала добровольческий отряд для борьбы на стороне армии генерала Дудаева. Еще одной громкой акцией партии было сжигание российского флага на заседании Верховной рады Украины 5 апреля 1995 года. Во время не санкционированного властями погребения патриарха Владимира (УПЦ КП) на одной из центральных площадей Киева 18 июля того же года УНА-УНСО защищала могильщиков от украинского спецназа.
Все вышеуказанные акции привели к тому, что 6 сентября 1995 года Минюст Украины снял УНА-УНСО с регистрации. Нелегальный период УНА-УНСО длился чуть более двух лет. 29 сентября 1997 года украинский Минюст зарегистрировал эту партию снова.
В 1999-м УНСО отправила свой последний добровольческий контингент, на этот раз в Косово для поддержки сербов в войне против албанцев. На прошедшем в том же году очередном партийном съезде новым главой партии был избран Андрей Шкиль.
После возвращения унсовцев из Косова УНА-УНСО приняла активное участие в акциях «Украина без Кучмы» (зима 2000/2001). Во время «оранжевой революции» разные группировки УНА-УНСО поддерживали кандидатуру Виктора Ющенко на пост президента Украины.
В 2005-м УНА-УНСО начала постепенно возрождаться. 15 октября 2005-го в Киеве прошел очередной съезд УНА-УНСО Эдуарда Коваленко. На нем временно интернированный Коваленко был смещен с поста главы партии и новым председателем УНА-УНСО был избран ее основатель Юрий Шухевич.
В декабре того же года произошло воссоединение сторонников Юрия Шухевича и Николая Карпюка, которых Министерство юстиции продолжало считать правомочной УНА-УНСО (согласно заявлению от сентября 2005 года).
После обновления руководства партия немного активизировалась и одержала небольшую победу на парламентских выборах 26 марта 2006 года – за нее проголосовали 16 379 человек. После этого УНА-УНСО участвовала в таких громких предприятиях, как празднование 64-летия УПА* 14 октября 2006-го и дня рождения Степана Бандеры 1 января 2007-го в Киеве.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ