Президент госкорпорации «Олимпстрой» Семен Вайншток в четверг по собственному желанию ушел на пенсию.
Первый из самых больших рисков на пути к Олимпиаде-2014: слабость политического руководства проектом
Ушел с почетом: с благодарностями от министра регионального развития Дмитрия Козака, премьер-министра Виктора Зубкова и президента Владимира Путина. Его похвалили за успешное проведение стартового этапа подготовки Олимпиады и представили к ордену.
Дмитрий Козак назвал отставку Вайнштока плановой, однако эксперты сразу усомнились в том, что руководителя столь крупного проекта назначали всего на полгода. Был выдвинут ряд версий, наиболее убедительной из которых выглядит следующая: Вайншток ушел из-за противоречий с руководством Краснодарского края, не желая втягиваться в политические интриги.
Надо сказать, что победа Сочи на заседании МОК в Гватемале, достигнутая благодаря личным усилиям президента Путина, была по праву расценена как большой успех России. Однако большой успех порождает большие проблемы. И отставка Вайнштока – проявление одной из этих проблем.
Как только немного улеглись восторги по поводу решения МОК, зазвучали голоса тех, кто утверждал: Олимпиаду-2014 может погубить коррупция. При этом никто, в общем, не спорил, что желающих откусить от олимпийского пирога будет много и немалую его часть таки откусят. Вопрос лишь в пропорциях: не примет ли «распил» такой масштаб, что сорвет подготовку к Играм?
Претензии, которые предъявляют к Олимпстрою депутаты и банкиры, показывают, что риск велик. И тут важно отметить, что риск этот имеет прежде всего политический характер: тем, кто занимается реализацией олимпийского проекта, необходимо согласовывать множество разнонаправленных интересов, удерживая алчность «допущенных к столу» в разумных рамках.
В этом смысле выбор Вайнштока – эффективного менеджера, далекого от политики, – вряд ли был слишком удачным. Глава такой корпорации не может позволить себе девственности в политике.
К тому же нельзя забывать о территории, на которой разворачивается олимпийское строительство, – городе Сочи и в целом Краснодарском крае. А у Вайнштока отношения с региональными и местными властями не сложились. Надо думать, в силу все той же неполитизированности.
И федеральное правительство пошло на рокировку: место главы корпорации занял мэр (уже бывший) Сочи Виктор Колодяжный – администратор и политик из команды кубанского губернатора Александра Ткачева. Иными словами, подготовка к Олимпиаде во многом отдана в руки кубанской элиты.
Это решение не кажется бесспорным. Однако оно показывает, что в Москве осознают первый из самых больших рисков на пути к Олимпиаде-2014: слабость политического руководства проектом, которая чревата разгулом коррупции и срывом планов подготовки. Вот только найдено ли правильное решение этой проблемы – большой вопрос.
Тем более что внутриполитическая угроза не единственное серьезное препятствие на этом пути. Источник еще одной опасности находится в нескольких километрах к югу от Сочи. Речь об Абхазии и Грузии.
Косовский прецедент, как и ожидалось, привел к активизации действий непризнанных государств по достижению полной государственной независимости. В авангарде активизировавшихся – самопровозглашенные республики Абхазия и Южная Осетия. Их требования суверенитета стали еще настойчивее в связи с подачей заявки о вступлении Грузии в НАТО.
Россия же вольно или невольно втянута в этот конфликт. Притом свобода маневра у нашей страны невелика. Мы не можем пойти на одностороннее признание независимости бывших автономий в составе ГССР, так как это разрушит российскую внешнеполитическую стратегию, основанную на неукоснительном следовании нормам международного права. И не можем отказать Абхазии и Осетии в поддержке, так как в этих республиках много российских граждан и вообще они теснейшим образом связаны с Россией.
Сочинская Олимпиада в этом контексте становится для Грузии главным инструментом давления на Россию: если в непосредственной близости от Сочи разгорится вооруженный конфликт, то проведение Олимпиады станет весьма проблематичным.
Впрочем, в самой Грузии не все верят, что олимпийскую карту удастся разыграть. Например, политолог Рамаз Климиашвили считает, что все идет к «самому плохому» варианту: «Мы теряем территории, а НАТО нас не принимает». «Надо понимать, что из-за Грузии никто не начнет воевать с Россией», – говорит эксперт.
Кроме того, если эскалация напряженности будет идти теми же темпами, что и сейчас, то срыв к вооруженному столкновению может произойти гораздо раньше 2014 года. И, соответственно, ко времени проведения Олимпиады проблема может быть уже снята…
Ну а третья из главных угроз для Олимпиады имеет глобальный характер. На примере Китая, сталкивающегося с большими международными трудностями накануне пекинской Олимпиады, мы можем прогнозировать, что вокруг Сочи круговерть будет не меньше.
В этом смысле и Китай, и Россия оказываются в похожих ролях: обе страны быстро растут, чем вызывают настороженность со стороны мировых грандов. К обеим странам на Западе есть претензии по части политического строя (отчасти обоснованные, но по большей части маскирующие стремление нейтрализовать потенциального конкурента). И обе страны используют Олимпиады для своей международной легитимации.
Полный или частичный бойкот, для которого при желании можно найти повод, эту самую легитимацию подорвет. При этом ни у Китая, ни у России нет возможности уговорить Запад, не жертвуя ростом и самостоятельностью.
России несколько проще: мы можем посмотреть, как ведет себя Китай, и сделать выводы. Взять на вооружение удачные шаги, учесть ошибки, выработать линию, которая была бы гибкой, но последовательной. Время есть – осталось его с умом использовать.