На Ближнем Востоке может произойти то, чего так долго ждало мировое сообщество. Соперничающие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС подписали договор, который направлен на урегулирование их отношений. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на очевидца подписания сторонами сделки.
Переговоры прошли хорошо, но остаются вопросы, требующие дальнейшего обсуждения
Встреча между ФАТХ и ХАМАС стала возможной после того, как две враждующие группировки заявили о принятии выдвинутого Йеменом предложения о прямом диалоге.
Этот диалог прервался в июне 2007 года из-за междоусобных кровавых столкновений, после которых ХАМАС взял под контроль сектор Газа, а Западный берег реки Иордан остался под контролем сил палестинской безопасности, лояльных председателю Палестинской национальной администрации и лидеру движения ФАТХ Махмуду Аббасу.
Согласно проекту соглашения, ХАМАС и ФАТХ проведут в апреле прямые переговоры по предложенному Йеменом плану. Они обсудят ситуацию в секторе Газы и способы возвращения к прежней ситуации (до захвата власти ХАМАСом).
Глава ХАМАСа Исмаил Хание надеется на дальнейший успех. «Переговоры прошли хорошо, но остаются вопросы, требующие дальнейшего обсуждения. Йеменская инициатива стала повесткой дня для диалога, а не предметом для немедленной реализации. Я надеюсь, что диалог приведет к положительному результату», – заявил он накануне. Таким образом, он дал понять, что до реальных дел еще очень далеко и пока речь идет об обычных декларациях.
Тем не менее, достигнутое соглашение – хороший знак. Россия, которая наряду с США, ООН и Евросоюзом входит в квартет международных посредников по ближневосточному урегулированию, приветствует проходящие в Сане (Йемен) переговоры. Об этом говорится в сообщении МИДа России.
«Не может не вызывать удовлетворения, что неоднократные призывы, в том числе и с российской стороны, начать диалог между основными палестинскими политическими силами наконец услышаны», – отмечается в документе.
МИД указал, что по поступающей информации, с 18 марта в Сане находятся делегации ФАТХ (в ее состав вошли также представители некоторых других палестинских движений из Организации освобождения Палестины) и ХАМАС для проведения раздельных переговоров с президентом Йеменской Республики Али Абдаллой Салехом по выдвинутой им инициативе межпалестинского примирения.
«Как стало известно, несмотря на возникшие сложности, представителям ФАТХ и ряда других организаций, входящих в ООП, удалось договориться о встрече с делегацией ХАМАС, – сообщили в МИДе.
В российском внешнеполитическом ведомстве считают важным, чтобы начинающиеся контакты с самого начала приобрели конструктивный характер и были сосредоточены на ключевых проблемах палестинского народа – восстановлении единства основных политических сил, обсуждении путей воссоздания единого политического и юридического пространства ПНА, параметрах переговорного процесса с Израилем в интересах создания независимого палестинского государства.
Инициатива президента Йеменской Республики Али Абдаллы Салеха по межпалестинскому примирению предусматривает нормализацию обстановки в секторе Газы, проведение досрочных выборов, возобновление диалога между движениями ФАТХ и ХАМАС на основе Каирских (2005) и Мекканских (2007) договоренностей, создание правительства национального единства, недопустимость какой-либо дискриминации по партийной принадлежности при формировании всех палестинских учреждений.
Еще одни переговоры прошли субботу в египетской части Рафиаха между представителями ХАМАСА и «Исламского джихада» с главой египетской разведки Омаром Сулейманом. Там шла речь о прекращении огня и перемирии с Израилем, а также об открытии пограничного КПП Рафиах. Обсуждался вариант постепенного открытия пограничного перехода – на первом этапе на 3 дня в неделю. О результатах переговоров ничего не сообщается.
Однако предыдущий опыт ведения переговоров показал, что стороны еще могут передумать и все перевернуть с ног на голову. В Палестине без конца происходят провокации, ставящие под угрозу устные договоренности. Несмотря на заключенное соглашение и согласие продолжать диалог, нет уверенности в том, что так оно и будет на самом деле. Делать заключения о прогрессе в отношениях между воинствующими группировками можно только по факту.