В воскресенье президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прибыл в Багдад. Он стал первым главой иранского правительства, кто посетил с визитом Ирак с момента исламской революции в 1979 году.
Иран хочет стать региональной сверхдержавой, поэтому сильные соседи ему не нужны
Международные наблюдатели уже назвали этот визит историческим: отношения между двумя республиками, с учетом кровавой ирано-иракской войны, остаются очень напряженными.
В течение двух дней иранский президент проведет переговоры с президентом Ирака Джалялем Талабани и премьер-министром страны Нури аль-Малики. Накануне Ахмадинежад признался, что поедет туда с целью решать вопросы безопасности оккупированной страны.
Ирак уже несколько лет находится под контролем Соединенных Штатов. Однако активная фаза военной операции коалиционных войск уже прошла, а обстановка до сих пор не стабилизировалась. Террористические акты потрясают страну постоянно.
Вашингтон не устает повторять, что нестабильность нарастает, в том числе, и по вине Тегерана, которому выгодна сложившаяся ситуация. Иран хочет стать региональной сверхдержавой, поэтому сильные соседи ему не нужны.
Несмотря на жесткую критику Ирана со стороны Штатов, американцы полагают, что с помощью Тегерана ситуацию можно подправить. Еще в прошлом году появилась информация о проведении трехсторонних переговоров между Тегераном, Багдадом и Вашингтоном. В феврале сообщалось о еще одной такой встрече . И вот, в Багдад едет лично Ахмадинежад, как бы делая акцент на связи между этими событиями.
Сам президент Ирана считает, что его визит в Ирак «послужит интересам всех, кто выступает за мир и стабильность» в регионе. Об этом он заявил в воскресенье в международном аэропорту Тегерана перед вылетом в Багдад. «Надеюсь, что моя поездка откроет новый этап в отношениях двух стран и будет способствовать углублению сотрудничества Ирана с Ираком», – уточнил Ахмадинежад.
В ходе визита он обсудит с иракским руководством вопросы торгово-экономических отношений, актуальные международные и региональные проблемы, а также проблемы безопасности. «В различных областях, в том числе политической, социальной и экономической создана необходимая почва для взаимодействия. Так в повестке дня переговоров стоит обсуждение экономического сотрудничества в сфере инвестиций, развития инфраструктуры, торговли и транспортировки энергоресурсов», – сообщил он.
Поездка Ахмадинежада в Багдад стала возможна только с согласия США. В Ираке у власти сейчас находится лояльное администрации Джорджа Буша правительство.
Ранее сообщалось, что в иракское правительство вновь войдут члены партии «Баас». Эта партия была правящей при диктаторе Саддаме Хусейне. После его свержения вышел запрет для членов этой партии занимать правительственные посты. Однако теперь он снят.
Приезд Ахмадинежада в Ирак говорит о том, что Белый дом всеми возможными способами пытается переломить ситуацию в свою пользу. Администрации Буша перед президентскими выборами, которые состоятся осенью этого года, необходимы хоть какие-то положительные известия из Ирака.
У Тегерана с Багдадом очень непростые отношения. В 1980–1988 годах из-за территориальных притязаний Ирака они вели кровопролитную войну. За годы конфликта с обеих сторон погибли сотни тысяч человек. Отношения стали налаживаться после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году и прихода к власти правительства иракских шиитов, но США, в свою очередь, пытались препятствовать ирано-иракскому диалогу.
Об этом можно судить по последним заявлениям президента Ирана. В субботу он еще раз отверг обвинения США во вмешательстве Тегерана во внутренние дела Ирака. «Оккупанты считают независимый Ирак угрозой своим интересам и обвиняют Иран во вмешательстве в дела этой страны. Наша страна не имеет никакой необходимости в таком вмешательстве и поддерживает дружеские отношения со всеми политическими группировками», – сказал Ахмадинежад.
При этом он напомнил, что в Ираке действует многотысячный военный контингент. «Разве не смешны те, кто, имея в Ираке 160 тысяч военнослужащих, обвиняют нас во вмешательстве», – задался вопросом иранский президент. По его мнению, США, когда терпят поражение, «стремятся перевалить вину на других».
Ахмадинежад не скрывает, что отсутствие внутренней стабильности в Ираке «напрямую негативным образом сказывается на Иране». «Исламская Республика всегда призывает к единству и братству все конфессии в Ираке, так как безопасность в этой стране – это и наша безопасность», – сказал Ахмадинежад.
Впрочем, в том, что Иран спонсирует в республике радикальные шиитские группировки (при Хусейне у власти были сунниты, а у суннитов и шиитов отношения сложные), уверен не только Вашингтон, но и большинство стран Запада.
То, что вопросы безопасности доминируют над другими, можно судить по первым заявлениям иракской стороны. Президент Ирака Джаляль Талабани на совместной пресс-конференции с Махмудом Ахмадинежадом заявил в воскресенье, что его страна избавится от иранских моджахедов из вооруженной оппозиционной группировки «Моджахеддин-э- халк» («Организации моджахедов иранского народа», ОМИН).
По словам иракского лидера, деятельность «этих террористов запрещена конституцией Ирака, и мы работаем над тем, чтобы избавиться от них».
К слову, ОМИН является одной из противостоящих иранским властям группировок. Именно ОМИН был обвинен Тегераном в подделке эскизов ядерной боеголовки , найденной экспертами МАГАТЭ в исламской республике. ОМИН была запрещена в Иране вскоре после исламской революции 1979 года. Тогда отряды иранских «моджахедов» перебазировались в Ирак, откуда регулярно совершали вооруженные вылазки в Исламскую Республику.
Президент Ирана пока не сделал громких заявлений, к чему у него явная слабость. Он лишь поделился ожиданиями от этого знакового визита, который может «открыть новую страницу в двусторонних отношениях и поможет установить атмосферу сотрудничества в регионе». «У нас общие взгляды на многие проблемы. Стороны твердо намерены укреплять сотрудничество в сфере политики, экономики и культуры», – отметил он.