Одним из основных факторов российско-японских отношений уже несколько десятков лет остается вопрос о принадлежности островов Курильской гряды. Согласно советско-японской декларации 1956 года, которую российское правительство признает, Токио получит острова Хабомаи и Шикотан в обмен на заключение мирного договора между странами. Проблема лишь в том, что Япония хочет все четыре острова.
Ради достижения Курил правительству предлагается «не беспокоиться об осложнения дипломатических и торговых отношений» с Россией
Последний раз ажиотаж вокруг этой темы возник после информации о письме президента России Владимира Путина к премьер-министру Японии Ясуо Фукуде, в котором российский лидер предлагает еще раз обсудить этот злободневный для японцев вопрос.
Что характерно, на большой пресс-конференции Владимира Путина никто из почти полутора тысяч журналистов не удосужился поинтересоваться у президента, действительно ли он отправлял это письмо и что он обо всем этом думает. Хотя ответ наверняка бы никого не разочаровал.
Ближайшим временем, когда диалог о Курилах вновь будет вестись на самом высоком уровне, можно считать апрель. На этот месяц японский премьер готовит свой визит в Москву.
У России к тому времени будет новый президент, однако Владимир Путин, согласно закону, покинет Кремль только после инаугурации нового главы государства, которая пройдет в первых числах мая. Поэтому обсуждать с Ясуо Фукудой Курильский вопрос придется, судя по всему, автору письма, то есть Владимиру Путину.
То, что Токио сейчас рассматривает различные варианты подходов к Москве, можно судить по спецдокладу политического совета «Японского форума по международным отношениям». Если его тезисы будут одобрены японским кабинетом министров, то в ближайшее время российско-японские отношения заметно изменятся.
В среду кабинет министров Ясуо Фукуды получил от упомянутого совета специальный доклад с рекомендациями пересмотреть отношения с Москвой. Основная мысль авторов – пришло время ужесточить риторику, не опасаясь возможного ухудшения состояния двусторонних связей. По их мнению, японцы до последнего момента были излишне дипломатичны и не «выжимали» из диалога с Москвой всего того, что можно было бы на самом деле получить.
«Японский форум по международным отношениям» – это влиятельная некоммерческая организация, основанная в 1987 году. В нее вошла группа политиков, бизнесменов, ученых и представителей СМИ. Периодически эта НКО готовит для правительства рекомендации по различным направлениям внешней политики.
Как отмечает РИА «Новости», в представленных министрам «рекомендациях» подчеркивается, что Стране восходящего солнца необходимо настаивать на немедленном возвращении северных территорий, и тон этот «отражает достоинство и целостность Японии».
Северными территориями японцы называют острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи на юге Курильской гряды, и возвращение их в состав Японии является условием заключения с Россией мирного договора.
Словом, России нужно «ясно дать понять», что нерешенность проблемы ведет к сохранению чувства недоверия, а «также ограничивает японское участие и сотрудничество в российских проектах». И ради достижения Курил как конечной цели авторы предлагают «не беспокоиться о риске временного осложнения дипломатических и торговых отношений» с Россией.
При этом на зависимость Японии от российских энергоносителей авторы предлагают не обращать внимания, благо «новая, широко рекламируемая российская национальная стратегия говорит о развитии экономики, которая не зависела бы от экспорта национальных ресурсов». А тут Токио есть, что предложить Москве.
Авторы предсказывают, что заинтересованность Москвы в японских инновациях в ближайшие годы будет возрастать. «В особенности теперь, когда отношения России с КНР демонстрируют признаки ухудшения, а любые изменения в российско-китайских отношениях прямо влияют на отношения России с Японией»
Кроме того, авторы рекомендаций прямо критикуют политику Москвы. Они утверждают, что Россия стремиться стать сверхдержавой, о чем свидетельствует «ее готовность к конфронтации с США» и «нарастающая агрессивность» в отношении Запада.
Пытаясь предсказать будущее, авторы уверены, что в России не появится того типа правительства или социальной системы, «которые главенствуют на Западе и в Японии». Поэтому Япония «должна совместно с международным сообществом жестко критиковать отход России от демократизации и нарушение ею торговых соглашений».
Не меньший гнев авторы выражают в адрес японских политиков и чиновников, которые создавали впечатление, будто бы Япония отодвинула решение территориальной проблемы или даже склоняется к варианту возвращения лишь двух из четырех островов.
Таким образом, до заключения между Японией и Россией мирного договора еще далеко. Авторы заключают, что «в ближайшем будущем» оптимистическая картина не просматривается. «Нет никаких гарантий, что новое правительство после Путина предложит лучшие условия», – пишут советники японского правительства.
Авторы также рекомендуют правительству не проводить совместные экономические проекты на четырех южнокурильских островах. Впрочем, Японии следует оказывать России гуманитарное содействие в случае стихийного бедствия, серьезных катастроф или в качестве срочной медицинской помощи».
То, что Япония решила всерьез заняться вопросом возвращения Курил, стало понятно в конце января, когда из Токио поступил сигнал о начале дипломатической борьбы за северные территории.
Токио приготовился назвать Москву своим стратегическим партнером и вывести отношения между государствами на «высокий уровень». «Мы будем активизировать с ней (Россией. – Ред.) переговоры о территориях», – заявил с парламентской трибуны премьер-министр Японии Ясуо Фукуда.
По его словам, Япония готова расширять сотрудничество с Россией в области экологии, торговли, инвестиций и технологий. Вслед за премьером об этом говорил и глава МИДа Японии Масахико Комура. Он сообщил, что Токио должен добиться прогресса в решении вопроса принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.
Предполагалось «разбить» переговоры на два потока. Дипломаты «первого потока» будут обсуждать вопрос возвращения Японии островов Хабомаи и Шикотан, а дипломаты второго – определять принадлежность Кунашира и Итурупа.
Этот вариант ведения переговоров активно обсуждался в правительстве страны и признавался как либеральный и долгосрочный подход к проблеме. Видимо, многие не согласились с таким подходом и захотели скорректировать стратегию.
Попавшие в СМИ выдержки из доклада четко дают понять, как впредь могут строиться двусторонние отношения. При этом в рекомендациях политического совета «Японского форума по международным отношениям» ничего не говорится о том, что у России есть свой, не менее авторитетный взгляд на этот вопрос.
Существует утвержденная в 2006 году федеральная целевая программа развития островов на 2007–2015 годы, под которую уже выделены немалые средства.