В понедельник Иран отметил один из главных национальных праздников – образование Исламской Республики. 29 лет назад благодаря исламской революции пал режим шаха Мохаммеда Резы Пехлеви.
Манифестанты приветствовали появление своего президента криками «Смерть США!» и «Смерть Израилю!
После этого на всеобщем референдуме было введено государственное устройство на основе шариата (свод исламских законов) и провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ).
Официально этот праздник называется «День всенародного выражения солидарности с политикой руководства и верности основоположнику ИРИ, руководителю исламской революции имаму Рухолле Мусави Хомейни».
Во всех уголках страны проходят митинги и шествия в поддержку властей. Но главные торжества прошли в самом сердце Тегерана – на площади Азади (Свободы). Перед многотысячной толпой выступил президент Махмуд Ахмадинежад. Манифестанты приветствовали его появление криками «Смерть США!» и «Смерть Израилю!».
В рамках своей довольно эмоциональной речи Ахмадинежад действительно сделал несколько жестких антиизраильских заявлений. Но больше всего досталось Вашингтону. Президент заверил свой народ, что Иран «не склонится перед неправедными действиями» окружающих его врагов, которые «не могут повлиять на авторитет» Исламской Республики.
Ахмадинежад добавил, что «иранский народ ни на йоту не отступит от своего права на ядерную энергию». «Ядерное дело закрыто», – заявил он.
Однако в Совбезе ООН, где это «дело» рассматривается, считают иначе. На встрече в Берлине 22 января шестерка стран – посредников по иранской ядерной проблеме (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия) согласовала новую резолюцию с дополнительными мерами воздействия на Иран. Проект резолюции распространен среди членов Совбеза. Консультации продолжаются. Россия против новых санкций не возражает.
Напомним, что Совет Безопасности ООН в течение последних лет принял две резолюции – 1737 (декабрь 2006 года) и 1747 (март 2007 года), – которые предусматривают санкции в отношении Ирана в связи с его отказом ввести мораторий на обогащение урана и прекратить работу над ракетной программой.
Кстати, настоящим подарком Ахмадинежаду к иранскому национальному празднику можно считать заявления экс-госсекретаря США Колина Пауэлла. В интервью американской телекомпании CNN он заявил, что не согласен с политикой администрации президента Джорджа Буша в отношении Тегерана. Господин Пауэлл призвал правительство по-другому взглянуть на проблему и попытаться решить спорные вопросы мирным путем, то есть за столом переговоров.
«Мы должны быть готовыми вести диалог с другими странами, которые по сравнению с нами считаются более слабыми», – сказал Колин Пауэлл.
Что до Ахмадинежада, помимо «адекватного» ответа всем врагам Ирана он пообещал, что его страна запустит две новых космических ракеты и выведет свой первый спутник на орбиту уже в ближайшие месяцы. «Будут запущены две другие ракеты, и мы надеемся, что первый национальный спутник будет помещен на орбиту летом», – подчеркнул господин Ахмадинежад.
Он назвал успехом запуск в космос первой иранской ракеты. «Сегодня мы можем сказать, что первый иранский спутник создан. Мы сами, без посторонней помощи построили космодром и стали космической державой», – отметил президент.
В начале февраля Иран испытал ракету «Кавешгяр-1» («Исследователь») , которая предназначена для вывода на орбиту первого иранского спутника Земли. Спутник назвали «Омид» («Надежда»). Местные специалисты строили его 10 лет. Этот агрегат способен летать на низких околоземных орбитах. Предполагалось, что он будет запущен в космос до марта 2009 года. Теперь эти сроки явно сокращены.
Учитывая то, что Исламская Республика усиленно ведет ракетные разработки не только в гражданской, но и в военной сфере, мировое сообщество неоднозначно отреагировало на достижения иранской научной мысли. Так, пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл заявил, что они свидетельствуют о реальности угрозы со стороны ИРИ и оправдывают намерения США развернуть элементы свой противоракетной обороны в Европе.
Тегеран отверг опасения, что его космические исследования представляют собой угрозу международной безопасности. Однако Россия также обеспокоилась этим испытаниями. Благо ракета с дальностью полета в 4 тыс. километров может стать компонентом ядерного оружия.
«Любое движение в плане создания такого потенциального оружия, конечно, беспокоит и нас, и других», – заявил замглавы МИД России Александр Лосюков.
Отметим также, что в этот праздничный для Ирана день Ахмадинежад получил приветственные телеграммы от руководителей нескольких исламских государств. Но среди тех, кто поздравил Иран с годовщиной исламской революции, оказался и президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Батька отметил динамичное развитие всестороннего сотрудничества между Белоруссией и Ираном и выразил надежду, что «отношения дружбы и партнерства между двумя странами будут содействовать реализации совместных проектов на пользу белорусского и иранского народов», передает пресс-служба белорусского президента.
Контуры этого сотрудничества лидеры очертили летом прошлого года, когда в Белоруссию приезжал министр обороны Ирана. Александр Лукашенко и Мостафа Мохаммад Наджар нашли формулу, которая устроила обоих, – Минск получает нефть, а Тегеран – белорусские вооружения.