Характерно, что за Литвина отдали свои голоса лишь 214 депутатов, входящих в новоиспеченную коалицию, тогда как для результативного голосования по большинству вопросов необходимо 226 «за». Сам Литвин в ответ на эту невеселую арифметику пообещал, что Рада будет работать эффективно, поскольку «база поддержки намного больше, чем 245 голосов» (244 плюс одно заявление о не сработавшей карточке). «Просто есть еще один фактор, который называется партийная дисциплина», – заметил он.
Янукович стал лишним
Мы могли бы как патриотичная сила спокойно наблюдать за созданием коалиции БЮТ и ПР. Но нас как патриотичную силу не устраивает вторая редакция кремлевской коалиции
«Стране нужен Литвин» – под таким лозунгом блок нового спикера сумел преодолеть трехпроцентный барьер на последних досрочных выборах. Оказалось, как в воду глядели. В итоге у руля парламента, уровень доверия к которому за последнее время упал до минимума, встал человек опытный. Литвин уже руководил Радой – с 2002-го по 2004 год.
Официально же Блок Литвина решил поддержать «оранжевых» не за высокий пост для своего лидера, а с целью «удержания Украины от падения в бездну». Как заметил на заседании парламента член фракции Сергей Гриневецкий, сегодня необходимо сделать все для того, чтобы «оперативно реагировать на вызовы и угрозы политического, экономического, финансового, социального и психологического кризиса».
Но есть проблемка: украинский парламент от героев басни Крылова «Квартет» отличает лишь то, что тех было четверо, а фракций в Раде – пять. Однако, как друзья не садились, сыграть вместе не выходило не столько из-за неумения, сколько из-за того, что инструменты поделить не могли. И хотя три фракции уже объединились в большинство, они пока еще ничего не сыграли. Получится ли, станет ясно уже в четверг, когда состоится пленарное заседание и нужно будет голосовать за пакет антикризисных законов.
А ведь накануне казалось, что коалиция Партии регионов и Блока Тимошенко практически создана. Регионалы и БЮТ договорились о том, что премьером остается «оранжевая принцесса», президента будут выбирать в парламенте, причем на парламентские выборы на несколько лет будет наложен мораторий. Но – не срослось.
Дело в том, что дивиденды от этого альянса Тимошенко получила бы немедленно, а вот Виктору Януковичу пришлось бы целый год ожидать президентских выборов. Да, Партии регионов отходил весь экономический блок в правительстве плюс таможня и налоговая. Но очень возможно, что регионалы на данном этапе, когда Украина падает в финансовую пропасть, побоялись брать на себя управление экономикой страны, при том что управлять остальными процессами намеревались все те же Ющенко и Тимошенко.
Когда в понедельник стало понятно, что с коалицией БЮТ и ПР ничего не понятно, то в кулуарах загадали: если Виктор Янукович во вторник поедет в Москву на похороны Алексия II, то большинства в формате регионалов и бютовцев не будет. Примета сбылась. Как выяснилось, не договорились об изменениях в конституцию, которые касаются способа избрания президента.
Партия регионов настаивала на том, чтобы глава государства избирался в Верховной раде, но БЮТ, который изначально был не против такой идеи, не согласился. Кроме того, всех смущал главный фактор. О нем в интервью газете ВЗГЛЯД сообщил член фракции Партии регионов Александр Ефремов: «Многие мои коллеги не верят премьеру, лидеру БЮТ Юлии Тимошенко. И я тоже не верю Юлии Тимошенко».
Он подчеркнул, что ПР сделает «все возможное» для достижения договоренностей о создании коалиции. «Если бы у нас было большинство в формате «Партия регионов, Блок Литвина и коммунисты», такого бедлама в стране не было бы, – считает Ефремов. – Если бы президент пришел к Виктору Федоровичу и попросил бы его возглавить правительство, также все было бы хорошо. В политике не может быть как постоянных друзей, так и постоянных врагов».
По мнению Ефремова, БЮТ, говоря о коалиции с ПР, всего лишь «хотел ускорить принятие решения о создании коалиции на троих, показав, что у них есть второй вариант возможного решения вопроса». «Мы не играем в такие игры», – сказал он.
И потенциальная коалиция, как хамелеон, в который раз за последнее время кардинально сменила свой цвет.
Ющенко разрешил мириться
Весь вторник переговоры о создании большинства велись уже между фракциями НУ-НС, БЮТ и Блоком Литвина. О готовности присоединиться к новому большинству еще утром заявили все три фракции, однако поставить точку и завершить результативно процесс переговоров оказалось мучительно трудно. Тяжелее всего это решение далось пропрезидентской фракции. Дело в том, что еще на прошлой неделе лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко заявлял, что не пойдет на ультиматумы премьера Тимошенко, так что «возрождение демократической коалиции невозможно».
Впрочем, большинство украинских политиков отличает «последовательность» и «принципиальность». Поэтому неудивительно, что Ющенко, оценив ситуацию, изменил свое мнение и заявил, что у него нет никаких проблем в отношениях с Верховной радой. Об этом он сказал во вторник на общей пресс-конференции с президентом Литвы в Вильнюсе Валдасом Адамкусом, пояснив, что парламент – это самостоятельный институт, «у него нет няньки», и он сам должен решать свои проблемы.
«Это не вопросы, которые могут решаться по чьему-то звонку, – какая должна быть коалиция, какой должен быть спикер. Эти вопросы должны решаться через политический диалог, через согласие общества и без вмешательства внешних факторов», – заявил он. И, мол, не нужно смотреть на то, что происходит на Украине, как на трагедию.
При этом глава государства не стал говорить о том, что накануне, когда казалось, что альянс БЮТ и Партии регионов неминуем, он встречался с депутатами от НУ-НС и наконец выслушал все мнения по поводу создания коалиции. Ранее Ющенко предпочитал говорить. Теперь решил послушать. Итог – очередное возвращение к возможности создать большинство силами Майдана.
И лидер фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко с каменным лицом провозгласил, что НУ-НС готова на коалицию с БЮТ и Литвиным... из-за угрозы Кремля:
«Мы могли бы как патриотичная сила спокойно наблюдать за созданием коалиции БЮТ и ПР. Мы знаем, что консультации шли долго и вышли на завершающий этап. Но нас как патриотичную силу не устраивает вторая редакция кремлевской коалиции, – заявил Кириленко. – Поэтому мы обязаны начать консультации относительно создания иной коалиции, а именно коалиции в составе НУ-НС, БЮТ и Блока Литвина».
Калиф на час
Голосование за кандидатуру Владимира Литвина откладывали трижды. Сначала утром и два раза вечером. В итоге он был избран буквально за несколько минут до конца рабочего дня депутатов. Многие парламентарии не скрывали, что очень боялись, что не уложатся до 18 часов и первый вице-спикер член Партии регионов Александр Лавринович закроет заседание.
Процедура голосования была упрощена. Не было ни урн, ни бюллетеней. Все решило нажатие кнопок. Объявив о создании коалиции, Владимир Литвин сразу же отправился на встречу с журналистами. Оказалось, что коалиционное соглашение находится в состоянии работы и будет подписано «в ближайшие дни».
Что касается портфелей, то, по словам спикера, «тот документ, который я читал, касается только общей части того, что нужно делать». «Но я должен вам откровенно сказать, это общие подходы, в которых нет положений, вызывающих противостояния и невосприятия как в среде депутатского корпуса, так и в среде разных регионов и территорий, разных слоев нашего общества», – туманно заметил новый спикер.
Главное же для Литвина на сегодня не должности, а «тот перечень документов, которые надо принять, а потом договоримся, кто их будет реализовать».
После этого журналисты поинтересовались у Литвина, будет ли он как спикер вносить кандидатуру Юлии Тимошенко на пост премьера от новой коалиции или возможны сюрпризы.
«Как по мне, есть правительство, есть премьер-министр Украины. Очевидно, что будут предложения и от правительства, и от коалиции относительно состава кабмина. Я не вижу оснований, в том числе правовых оснований, чтобы кардинально менять правительство. Прежде всего, премьер-министра Украины», – заявил глава Верховной рады.
Многих интересовал вопрос, почему во вторник так спешили избрать спикера и объявить о коалиции. Может быть, потому, что в стране отсутствовали президент Украины и глава его секретариата Виктор Балога?
«Надо говорить о том, как мы дальше организуем работу, а не о том, кто где находится в данный момент. Несмотря на то, что глава державы находится за рубежом, он всегда присутствует», – парировал Литвин.
Словом, официально коалиции пока нет. К примеру, потому что лидер фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко не подписывал соглашения о её формировании, заявила «оранжевый» депутат Ксения Ляпина. «Подписи председателя фракции нет. Там есть подпись заместителя главы фракции Бориса Тарасюка, который поставил ее неизвестно по какой причине», – добавила она.
На деле же пропрезидентская фракция лишь приняла решение «о начале переговоров о возможности формирования большинства в формате НУ-НС, БЮТ и Блок Литвина». Тогда становится понятно, почему за нового спикера нажали кнопки далеко не все «коалиционные» депутаты.
Как бы там ни было, политологи скептически относятся к новой коалиции, считая ее «коалицией на час».
Директор Центра социологических исследований «София» Андрей Ермолаев высказал в интервью газете ВЗГЛЯД уверенность в том, что в сложившейся ситуации украинскому парламенту нужны «реальные действия». При этом эксперты сходятся во мнении, что любая коалиция в Верховной раде в настоящее время является неустойчивой.