Президент Белоруссии Александр Лукашенко, которого в Евросоюзе и США называют «последним диктатором Европы», в последнее время раздает интервью зарубежным СМИ с небывалой регулярностью. Последними с Батькой побеседовали журналисты France-Presse, сообщает официальный сайт белорусского лидера.
Я – Лукашенко. У меня есть свой стиль, свое лицо, свои недостатки и свои положительные моменты
Так, говоря о внешней политике Белоруссии, президент в очередной раз отметил ее многовекторность, что определено геополитическим положением страны. По его словам, находясь в центре Европы, «невозможно проводить одновекторную политику». «Мы четко знаем и представляем свое место в этом взаимозависимом мире», – заявил Лукашенко.
Говоря же о приоритетных направлениях внешней политики, Батька напомнил европейцам о России. «Мы практически один народ – белорусы и россияне. Нас очень трудно разделить, мы очень долго и небезуспешно жили в одном государстве», – отметил он.
На уточняющий вопрос, намерен ли Минск «разрываться» между Москвой и Брюсселем, господин Лукашенко ответил утвердительно. И при этом дал понять, что Москва интересует его прежде всего как дойная корова.
«У России огромный ресурс энергоносителей. У Европейского союза – свой ресурс, прежде всего технологический», – сообщил Лукашенко. При этом Белоруссия, по его словам, обязуется «нести ответственность» за транзит российских энергоносителей в Европу. «Мы в этом плане очень надежны и гибки, потому что это имеет для нас значение. Это не только наш имидж, это и большая экономика», – добавил он.
От поставок энергоносителей разговор плавно перетек к теме международной безопасности. Лукашенко попросили прокомментировать его недавние заявления о возможном размещении в Белоруссии ракетных комплексов «Искандер» в случае появления в Восточной Европе элементов противоракетной обороны США.
«Что вы за этот «Искандер» так уцепились?! Что, это уже за проблема для Европы – «Искандер»? – вспылил Батька, добавив, что «ничего в этом особенного нет». «Напрасно Европа так переживает по этому поводу», – успокоил журналистов Лукашенко.
Тем более что у Минска на «Искандеры» в ближайшей перспективе «денег не хватает». «Вот в чем правда», – взгрустнул Батька.
Что до американской ПРО в Восточной Европе, Лукашенко отметил, что если Вашингтон действительно намерен этой системой сдерживать Россию, а не защищать европейских союзников от гипотетического ракетного удара со стороны Ирана, то «это как укус комара слону». «Ну что такое десяток ракет, которые они собираются разместить, против такой махины, как Россия? Это просто раздражитель, не больше», – сказал белорусский лидер.
Благо у России «есть более мощные рычаги». «Россияне – умные люди. Если россияне будут видеть новые шаги в направлении развития ПРО в Европе, так у России есть ракеты, которые и не надо везти в Калининградскую область. Они достанут эти объекты (ПРО) с другой части территории России», – предостерег Батька.
Россия и Белоруссия, кстати, сейчас создают Союзное государство, и по «отдельным направлениям мы очень далеко продвинулись». Однако мешает процессу отсутствие Конституционного акта. И вся проблема в России.
«Мы действуем в соответствии с договором, который никто не отменил. И Россия из этого договора не вышла. А там черным по белому прописаны этапы становления, создания этого Союзного государства. Но мы какой бы документ не прорабатывали, какой бы процесс не рассматривали, мы исходим из равноправия», – сказал Лукашенко.
После России фокус беседы вновь сместился на Белоруссию. AFP поинтересовалось, хочет ли Минск стать членом Евросоюза, а заодно и НАТО. «Мы даже таких задач перед собой не ставим», – отрезал Батька, не исключив, однако, что «когда-нибудь эти вопросы и встанут перед нами». Тем более что, по оценкам «разумных людей», Белоруссия – самая подготовленная к вступлению в ЕС страна СНГ.
«Мы являемся членами военно-политической Организации Договора о коллективной безопасности. Более того, мы находимся в военно-политическом союзе с Российской Федерацией», – пояснил президент. Но в принципе Александра Лукашенко устраивает, если его вотчина станет «хорошим экономическим партнером для Евросоюза» в случае «урегулирования всех вопросов». «Дай бог нам наладить нормальное сотрудничество в сфере экономики с Европейским союзом», – вздохнул Батька.
Следующий вопрос касался политики расширения НАТО на восток. Лукашенко предупредил, что его страна разделяет опасения Москвы. «Мы понимаем, что нет необходимости в расширении НАТО. Мы ближе к натовским войскам, чем Россия, мы непосредственно граничим со странами, которые входят в НАТО», – сказал президент.
Вместо расширения Лукашенко предложил НАТО «делом заниматься». «Будем бороться вместе с этим мировым кризисом и, преодолев его, будем делать жизнь наших граждан лучше. А если мы уберем вот эту военную составляющую, а это – немалые деньги, наши люди будут намного лучше жить», – предложил рецепт белорусский лидер.
Рассуждая же о последствиях грузино-югоосетинского конфликта, Лукашенко заявил, что Белоруссия не изменила своего отношения к России. Что касается признания независимости Абхазии и Южной Осетии Белоруссией, Лукашенко вернулся к прежней формуле и, что называется, «замылил вопрос». Прежде чем подписать соответствующий указ лично, он хочет, «чтобы эта тема прозвучала в обществе». Только после того, как по этому вопросу выскажется народ и парламент, «президент будет принимать решение».
«Не решение под давлением России. Да я никакого давления и не потерпел бы в этом отношении», – отрезал он.
Наконец, Лукашенко сообщил европейцам, что никуда уходить с президентского поста не собирается. «Если бы я себя плохо чувствовал, со здоровьем было что-то неважно, поверьте, я бы минуты не держался за эту власть», – заметил он.
«Оранжевой» революции Лукашенко, кстати, не боится. Более того, от «абсолютно» ничего не боится. «Мне нечего бояться. И я люблю свой народ. Я работаю ради своих людей. И это не патетика, это не громкие слова. Я люблю своих людей, очень люблю! Я люблю свою страну!» – сказал Батька.
Ну а на вопрос, с кем бы из современных лидеров он сравнил бы себя, Лукашенко нашел совсем простой ответ: «Я – Лукашенко. У меня есть свой стиль, свое лицо, свои недостатки и свои положительные моменты».