В среду Узбекистан официально заявил, что проинформировал Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) о намерении приостановить членство в организации. Оказывается, узбекский МИД подал официальную ноту в секретариат ЕврАзЭС еще в середине октября и до конца ноября ждет официального ответа организации на предмет приостановления членства.
Отношения внутри ЕврАзЭС были «не слишком стабильны», чему мешали противоречия Узбекистана и Казахстана
Напомним, что Евразийское экономическое сообщество образовали несколько бывших советских республик для формирования внешних таможенных границ, выстраивания единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и прочих механизмов функционирования рынков. Сейчас помимо Узбекистана в ЕврАзЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан (у Молдавии, Украины и Армении статус наблюдателя). Причем Москва никогда не скрывала, что усиление влияния ЕврАзЭС – приоритетное направление ее внешней экономической политики.
Узбекистан вошел в организацию два года назад. Соответствующее решение было принято на саммите организации 25 января 2006 года в Санкт-Петербурге. Спустя несколько месяцев тогдашний президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о ратификации протокола о присоединении Ташкента к ЕврАзЭС.
Ради присоединения к ЕврАзЭС руководство Узбекистана даже заявило о выходе из организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), превратив её в ГУАМ.
Демарш Ташкента тянет на сенсацию. Еще в июне президент Узбекистана Ислам Каримов предлагал Дмитрию Медведеву объединить ОДКБ и ЕврАзЭС. «Мы высоко ценим сложившееся взаимодействие. Мы будем делать все необходимое для развития и укрепления отношений», – заявлял тогда Каримов.
Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры Евгения Войко назвала решение Ташкента имиджевым ударом по позициям Москвы в регионе. Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин не раз называли ЕврАзЭС «интеграционной площадкой на постсоветском пространстве по экономическим интересам». Если военные вопросы в регионе решались в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то ЕврАзЭС объединило в себе круг российских союзников в сфере экономики.
«Желание Узбекистана покинуть эту организацию свидетельствует о том, что со стороны узбекских элит, до последнего момента лояльных по отношению к России, создается центробежная тенденция, что неутешительно», – сказала Евгения Войко газете ВЗГЛЯД.
Говорить о разрыве российско-узбекских отношений, конечно, не приходится. Они развиваются весьма плотно, но теперь стали очевидны попытки активизации борьбы за энергоемкие государства Центральной Азии. В этом вопросе речь идет не только об Узбекистане, но и о Казахстане и Туркменистане.
Эксперт не исключает, что последние намерения Ташкента обусловлены не только недавней отменой санкций со стороны Евросоюза, но и повышением накала конкурентной борьбы.
Об отмене санкций ЕС в отношении узбекского руководства, за исключением эмбарго на поставки оружия в республику, стало известно в середине октября.
Данные санкции Брюссель ввел в мае 2005 года, после трагических событий в Андижане. В ночь с 12-го на 13 мая 2005 года в четвертом по размеру узбекском городе группа вооруженных людей напала на военную часть и выпустила из местной тюрьмы несколько тысяч заключенных. Затем была захвачена центральная площадь города и здание городской администрации. Днем в центре Андижана собрался многотысячный митинг, где от президента республики Ислама Каримова потребовали уйти в отставку. В город вошли войска, жестко подавившие мятеж. По официальным данным, погибли около 170 человек, однако зарубежные наблюдатели и узбекские очевидцы говорили о 2000 жертв.
Евросоюз потребовал независимого расследования инцидента. Ташкент ответил отказом, за что Евросоюз ввел санкции. В ответ Узбекистан попросился из ЕврАзЭС.
«Возможно, сейчас и Вашингтон с приходом новой администрации будет вести новую игру за ресурсы в республиках Центральной Азии, что отчасти и объясняет шаги со стороны руководства Узбекистана», – констатирует Евгения Войко.
При этом эксперт отмечает, что отношения внутри ЕврАзЭС были «не слишком стабильны», чему мешали противоречия Узбекистана и Казахстана по ряду вопросов, в том числе по водным ресурсам.
Как бы там ни было, выход Узбекистана из этой организации не повлечет за собой центробежных тенденций, «поскольку Ташкент продемонстрировал крен в сторону Запада до андижанских событий». И после отмены санкций был сделан «закономерный шаг».
Узбекистан также входит и в ОДКБ, но говорить о возможных попытках Ташкента в будущем вновь выйти из этой структуры (покинул ее в 1999 году, а вернулся в конце 2006 года) пока не приходится, потому что страна «объективно заинтересована» в обеспечении своей безопасности, в том числе вдоль своих границ.
Членство республики в ОДКБ как раз призвано эту безопасность укрепить, и Ташкент не скрывает своих симпатий к организации договора.