Генеральная ассамблея ООН приняла в среду резолюцию с требованием к Международному суду ООН дать заключение о законности или незаконности одностороннего провозглашения независимости Косова. Проект резолюции был представлен делегацией Сербии. За документ проголосовали 77 делегаций, против – всего шесть, воздержались 74.
Сопротивление тому, чтобы суверенное государство запросило у Международного суда мнение по такого рода проблеме, не стало бы хорошим прецедентом
«Генеральная ассамблея решает обратиться с просьбой к Международному суду представить консультативное заключение по следующему вопросу: «Является ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово соответствующим международному праву?», – цитирует РИА «Новости» текст документа.
В резолюции, принятой в соответствии со статьей 96 Устава ООН и статьей 65 Статута Международного суда, отмечается, что члены ООН по-разному оценили объявление независимости Косова с точки зрения международно-правовых норм.
На данный момент косовское самоопределение поддержали лишь 48 стран – членов ООН из 192. Последней это сделала во вторник Португалия. Сербия и Россия отказываются признавать независимость Косова, заявляя, что односторонний шаг края по провозглашению своего нового статуса, вопреки мнению Белграда, является нелегитимным и грубо нарушает нормы международного права.
Обращение к Международному суду власти Сербии рассматривают как важнейший шаг в борьбе за замедление темпов признания независимости края со стороны других государств и за сохранение Косова.
Обращаясь к Генеральной ассамблее, министр иностранных дел Сербии Вук Еремич, специально приехавший в Нью-Йорк для участия в этом заседании, заявил, что Белград ответил на провозглашение независимости Косова «максимально сдержанно» и «исключил применение силы или экономических санкций против отколовшегося края».
«Сербия решила защитить свой суверенитет и территориальную целостность через дипломатию и международное право. Этот неконфронтационный подход является высоко принципиальным и легитимным. Он послужит снижению напряженности в регионе и увеличит наши усилия по примирению», – подчеркнул Еремич, призвав членов ООН поддержать проект резолюции.
При этом большинство выступавших в ходе дискуссии на Генассамблее признавали, что у каждого государства есть право обращаться в Международный суд. Такого подхода придерживались даже сторонники независимости Косова, которые в итоге воздержались при голосовании – Великобритания, Франция, Турция и многие другие государства.
Ранее министр иностранных дел Италии Франко Фраттини призвал страны ЕС занять единую позицию относительно запроса Белграда и сориентироваться на то, чтобы воздержаться при голосовании по данной проблеме. «Сопротивление тому, чтобы суверенное государство запросило у Международного суда мнение по такого рода проблеме, не стало бы хорошим прецедентом», – говорил Фраттини.
Между тем премьер-министр Косова Хашим Тачи сразу же заявил, что судебная инициатива Белграда никак не сможет повлиять на самостоятельный статус республики, который является «решенным вопросом».
«Независимость – закрытый вопрос, и отговорить нас от нее не сможет никакая инициатива Белграда, а только какая-то сверхъестественная сила. Это предложение Белграда отвечает духу старой политики, которая привела к насилию и геноциду в Косове и несет цель растоптать политическую волю косовских граждан», – сказал Тачи.
По его словам, косовские власти «со всей серьезностью продолжают работать, уважая философию регионального сотрудничества и евроатлантической интеграции» с целью преодоления существующих в крае проблем, а независимость Косова будут признавать новые страны.
Международный суд является главным судебным органом ООН. В его компетенцию входит рассмотрение споров между государствами и вынесение заключений по любому юридическому вопросу по запросу Генассамблеи или Совбеза ООН. Суд состоит из 15 судей, избираемых вне зависимости от их гражданства. Решения суда носят консультационный характер, однако наблюдатели отмечают, что заключение по Косову может серьезно повлиять на настроения вокруг края и перспективы его признания другими государствами.