Народная скупщина Республики Сербской в среду приняла резолюцию, в которой содержится предупреждение о возможном выходе из состава Боснии и Герцеговины. Причиной тому называются высказывания председательствующего члена президиума (высший руководящий орган БиГ) Хариса Силайджича в ООН и Совете Европы. Бошняк озвучил призывы к упразднению Республики Сербской как составной части Боснии и Герцеговины.
Президент Республики Сербской Милорад Додик – это новый Милошевич
При этом боснийские сербы ссылаются на декларацию, принятую их парламентом 22 февраля после самопровозглашения независимости Косовом. «Народная скупщина Республики Сербской подтверждает свою определенность следованию декларации, принятой 22 февраля 2008 года, в которой говорится о праве проведения референдума по государственному статусу», – гласит документ, одобренный 67 депутатами из 83.
Напомним, тогда парламент РС, крайне возмущенный демаршем Приштины, принял резолюцию, отмечающую, что раз уж большинство стран ЕС и Соединенные Штаты признали независимость Косова, то и Республика Сербская имеет право на выход из состава Боснии и Герцеговины. При этом особо указывалось, что республика проведет референдум на данную тему, если независимость Косова признает большинство стран – членов ООН. Если же независимость Косово признает и официальное Сараево, выход из РС из БиГ был обещан как нечто неминуемое.
К слову, тогда представители стран ЕС во главе c послом Словении, председательствующей на тот момент в Евросоюзе, отвергли заявления боснийских сербов о том, что они, равно как и косовары, имеют право на создание независимого от Боснии государства. При этом скупщине было указано на Дейтонские мирные договоренности 1995 года, положившие конец гражданской войне в БиГ.
Таким образом, Республика Сербская обосновывает свои сепаратистские претензии по двум направлениям: по аналогии с прецедентом Косова и в связи централистскими стремлениями бошняцко-хорватской части руководства Боснии и Герцеговины.
Отметим, что активно продвигать конституционную реформу, предполагающую лишение составных частей государства значительных властных полномочий, Силайджич начал с середины июня, когда Сараево подписало с Брюсселем соглашение о стабилизации и ассоциации, заключение которого является ключевым этапом подготовки к вступлению в Евросоюз. По мнению наблюдателей, БиГ не сможет вступить в ЕС, не передав некоторые из властных полномочий РС центральному правительству.
Тогда, выступая на Генеральной Ассамблее ООН 24 сентября, Силайджич заявил, что Республика Сербская была «создана геноцидом» и что целью Дейтонских соглашений никогда не было возникновение такого «этнического апартеида», передает РИА «Новости».
В свою очередь, сербский член президиума БиГ Небойша Радманович заявил, что позиция боснийского представителя в высшем руководстве является «прямым призывом к пересмотру Дейтонского мирного соглашения». Радманович также подчеркнул, что Силайджич и сейчас преследует главную военную цель боснийских мусульман – образование унитарной Боснии и Герцеговины, в которой преобладали бы бошняки.
Крайне напряженную обстановку в Боснии и Герцеговине заметили и в НАТО. «В республике отмечен рост этнической и националистической напряженности, что вызывает у членов альянса обеспокоенность», – признался официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай, добавив, что в среду генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер встречается с премьер-министром Боснии и Герцеговины Николой Спиричем и «намерен услышать от своего собеседника подробную информацию о ситуации в стране».
А президент Хорватии Стипе Месич и вовсе считает, что в ближайшее время на Балканах может развернуться новая гражданская война. Правда, ее возможным виновником он видит только одну сторону – Республику Сербскую в лице ее премьер-министра Милорада Додика. «Милорад Додик – это новый Милошевич», – заявил он в интервью Spiegel Online.
По мнению хорватского президента, Европа слишком легко относится к ситуации, сложившейся в Боснии и Герцеговине, не осознавая того, что Республика Сербская – это «пороховая бочка, которая в любой момент может взлететь на воздух».
Отметим, что политическая система Боснии и Герцеговины весьма сложна и неустойчива. Определенная Дейтонскими соглашениями 1995 года, остановившими кровопролитную гражданскую войну (тогда РС хотела воссоединения с Сербией или с несуществующей уже Сербской Краиной в составе Хорватии), она предполагает, что функции главы государства исполняет президиум, состоящий из трех человек – по одному от мусульман (бошняков), хорватов и сербов, каждый из которых имеет право вето на принимаемые решения. При этом значительной властью в стране обладает представитель международного сообщества – сейчас это словацкий дипломат Мирослав Лайчак.
Конституция государства делегирует большинство полномочий администрации двух составных частей БиГ – Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. По факту, БиГ – это не федерация, как заявлено основным законом страны, а конфедерация, одна из последних на планете.