В свой первый кандидатский день Дмитрий Медведев высказался по весьма широкому кругу вопросов, вплоть до внешней политики, о которой он ранее вообще ничего не говорил.
Чего точно не будет, так это сколько-нибудь существенных изменений политического курса, проложенного Путиным
И это дает возможность судить о том, какое политическое лицо кандидат в президенты демонстрирует избирателю.
Медведев давно пользуется репутацией либерала. И в своем выступлении во вторник он эту репутацию подтвердил. «Преемник» говорил и о развитии рыночной экономики, и о важности гражданского общества, и о необходимости плюрализма и диалога общества и власти.
Интересный нюанс появился в трактовке опыта 90-х. Как и президент Путин, кандидат в президенты Медведев относится к этому периоду критически и говорит об опасностях, с которыми тогда столкнулась Россия. Но ударение ставит не на виновниках этих опасностей, а на тех, кто страну спас. Это – власть и гражданское общество.
Тем самым кандидат подчеркнул, что выступает не только как либерал, но и как государственник. О государственничестве Медведева свидетельствует и продекларированная им установка на борьбу с коррупцией.
Эти слова можно было бы счесть ритуальными, если бы предложение разработать национальную программу борьбы с коррупцией не было его первой инициативой в качестве кандидата в президенты.
А вот о национальных проектах и прочей социалке, с которыми имя Дмитрия Медведева прочно ассоциируется на протяжении последних двух лет, на сей раз речь не шла.
Впрочем, первого вице-премьера как автора социальной политики, благодаря которой простые граждане получают новые квартиры, бюджетникам и пенсионерам платят больше, а в школы и больницы поставляют новое оборудование, и без того поминают ежедневно.
К тому же и в программной речи кандидата проявился социальный уклон. Во всяком случае, под словами о «справедливом государстве, сильном гражданском обществе, благополучии людей» охотно подписался бы любой социалист вплоть до Сергея Миронова.
Однако самые важные слова, характеризующие позицию основного кандидата в президенты, – не «либерализм», не «государственничество» и не «социальность». Два главных слова – это «традиционализм» и «преемственность».
То, что свое вступление в кампанию первый вице-премьер начал с получения благословения предстоятеля Русской православной церкви, недвусмысленно показывает: он намерен опираться на национальную культурно-религиозную традицию.
Во всяком случае, не в меньшей степени, чем его предшественник. А то, что к патриарху Медведев и Путин пришли вместе, особенно символично.
О преемственности как основополагающем принципе политики, которую предлагает кандидат Медведев, свидетельствует и ряд тезисов, сформулированных Медведевым в его выступлении на Гражданском форуме.
Это и установка на стабильность как необходимое условие роста, и задача вхождения в пятерку ведущих держав мира, и внешнеполитические приоритеты (многополярное сотрудничество, конкуренция, активная работа с постсоветскими странами).
Первый день президентской кампании Дмитрия Медведева показывает, что ее стилистика и риторика будут существенно отличаться от стилистики и риторики недавней кампании «Единой России». Ее накал и конфронтационность будут заметно меньше. Во всяком случае, такой тон задает сам кандидат.
Но вот чего точно не будет, так это сколько-нибудь существенных изменений политического курса, проложенного Путиным. А уж насколько успешной станет реализация «Плана Путина» в исполнении Медведева, покажет время.