По поводу назначения Козака на пост министра уже успели высказаться главы практически всех регионов, входящих в ЮФО. Выходит, что провожают бывшего полпреда в Москву буквально со слезами на глазах.
Представить Козака «на хозяйстве» сложновато, и, скорее всего, на первый план выйдет другая функция министерства
Так, президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков охарактеризовал Козака как «высокопрофессионального и высокопорядочного человека» и напомнил, что бывший полпред в ЮФО возглавил «один из самых сложных в стране регионов в не самые простые для него времена».
«Тем не менее Дмитрий Козак блестяще справился с поставленными задачами», – цитирует Канокова РИА «Новости». Он также заявил, что именно благодаря поддержке Козака Кабардино-Балкария вышла из экономического кризиса, в 2 раза увеличила свой бюджет и планомерно уменьшает свою дотационность.
За улучшения экономических показателей своего региона благодарит Козака и глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, а назначение бывшего полпреда на министерскую должность считает «верным и точным шагом».
«Дмитрий Николаевич на всех государственных постах работает с полной отдачей, обладает знанием жизненных реалий, принципиальностью, ответственностью и стремлением кардинально улучшить экономическое положение региона, – заявил глава Адыгеи. – Это дает основания считать, что в Министерстве регионального развития произойдут перемены и это ведомство самым серьезным образом займется решением накопившихся проблем».
А президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров и вовсе заявил, что Козаку за короткое время удалось превратить Южный федеральный округ из «пугала» в «добросовестный субъект Российской Федерации». Ничего, кроме благодарности, Мамсуров к Козаку не испытывает, благо бывший полпред умел «строго спросить и не ленился давать объективную оценку».
«Мужской, прямой, открытый и честный стиль руководства был воспринят у нас на Кавказе, и нам тяжело расставаться с таким руководителем», – сказал Мамсуров в телефонном интервью РИА «Новости».
«Мы гордимся, что ему доверили столь серьезный участок, и, конечно, мы будем продолжать думать о том, что перед ним мы все равно ответственны за то, что будет у нас твориться», – признался президент Северной Осетии.
Высказался по поводу нового места работы Козака и президент Чечни Рамзан Кадыров. Назначение Козака он считает «очень сильным и оправданным ходом» и солидарен с Каноковым во мнении, что регион достался Козаку не из простых.
«Он знает, какие задачи решают и с какими трудностями встречаются регионы, – пояснил Кадыров. – Козак проявил себя как человек, прекрасно разбирающийся в экономике, в политике и, самое главное, в межнациональных отношениях».
«Его назначение – это показатель курса на укрепление связи центра с регионами», – уверен президент Чечни, для которого перестановки в министерстве, по его собственному признанию, сюрпризом не стали.
Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров перед прессой выступать не стал, зато направил Козаку поздравительную телеграмму, в которой, в частности, значилась благодарность за «укрепление уз добрососедства и сотрудничества между регионами юга страны, их дальнейшее социально-экономическое развитие».
«Признателен Вам за внимание и поддержку, которые Вы оказывали краю в решении его жизненно важных проблем», – пишет экс-полпреду Черногоров. В заключение он пожелал министру «крепкого здоровья, счастья, благополучия, неиссякаемой энергии и успехов в ответственной деятельности на благо России и ее регионов».
При этом стоит заметить, что Козак никогда особо не церемонился с кавказскими «воеводами» и уже через месяц после своего назначение заявил следующее: «Руководство северокавказских республик оторвалось от общества, превратилось в закрытую касту и обслуживает исключительно личные интересы, и произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию».
Любое «мздоимство» и растрату бюджетных средств Козак трактовал не иначе как «пособничество терроризму». А допустившего халатность начальника РОВД Карабулака прямо призвал «посадить рядом с бандитами».
На должность представителя президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак был назначен в сентябре 2004 года, вскоре после бесланской трагедии. На этом посту он сменил Владимира Яковлева, не проработавшего и года, – так что Козака призывают «доделывать» за Яковлевым не впервые. Незадолго до трехлетия своего пребывания в должности Козак признал, что первое время ему и его подчиненным приходилось «выступать исключительно в роли пожарной команды».
В послужном списке нового министра действительно числится урегулирование множества региональных ЧП. Начиная с конфликта в Карачаево-Черкесии, когда на даче зятя президента республики было убито семь человек, заканчивая зачисткой в станице Бороздиновской, в результате которой около тысячи человек бежали из Чечни в Дагестан. Захват боевиками Нальчика и переговоры с жителями Беслана тоже выпали на полпредство Козака.
Сам он, впрочем, свою роль оценивает скромнее, чем президенты кавказских республик. На той же пресс-конференции, что дал незадолго до третьей годовщины пребывания в должности, Козак отметил, что стабилизации «удалось добиться общими усилиями», а он лично крайне рад, что теперь появилась возможность заняться экономикой региона вплотную.
Что до нового назначения, одному из «верных соратников Путина» (так прозвали Козака политологи) чаще пророчили не должности по специальности (по образованию Козак юрист). Одно время его видели то в кресле генпрокурора, то в должности министра юстиции.
На посту полпреда он, помимо прочего, запомнился «судебной реформой – 2» – пакетом антикоррупционных поправок, которые Козак представил Владимиру Путину. Полпред тогда предложил обязать сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры декларировать свои доходы, а также упростить порядок привлечения к уголовной ответственности самих судей.
Любопытно, что большинство политологов в год назначения Козака склонялись к тому, что президент направил «верного соратника» на «расстрельную должность», благо наладить в ЮФО что-либо практически невозможно, а вот навсегда испортить репутацию – запросто.
Репутацию Козаку, однако, не подпортило даже обострение обстановки в Ингушетии. Более того, с его возвращением в Москву те же политологи заговорили о «новом человеке» в списке потенциальных «преемников».
Также многие отмечают, что представить Козака «на хозяйстве» (то есть на ЖКХ) сложновато и, скорее всего, на первый план выйдет политическая функция министерства – национальный вопрос и взаимоотношения субъектов страны с федеральным центром.
Как бы там ни было, абсолютно все сходятся на том, что подобрать замену Козаку в ЮФО является проблемой. Пресс-секретарь нового министра уже сообщил, что все мероприятия с участием Козака в регионах отменены.
Что касается того, кто сменит Козака в ЮФО, то во вторник этот вопрос обсуждался на встрече нового министра с президентом. «Я уже побеседовал. Решение принимает президент», – цитирует Козака РИА «Новости». На вопрос, кто может занять освободившуюся должность, он не ответил.
Зато обозначил приоритеты своей работы в министерстве. Прежде всего это федеральная целевая программа развития Сочи как туристско-рекреационного комплекса. Да и в целом юг России Козак не оставит без внимания.
«Все регионы, которые заслуживают особого внимания федерального центра, останутся в поле моего зрения», – сказал он журналистам, отнеся к таким регионам юг, Дальний Восток и Калининград.
Козак полагает, что у него будет достаточно инструментов для организации работы его ведомства. «Это инвестиционный фонд, это все федеральные целевые программы, которые так или иначе оказывают влияние на экономическое развитие регионов», – отметил министр, подчеркнув, что его министерство получило сейчас больше полномочий, чем у него было до сих пор.