В понедельник вечером, выдержав трехдневную паузу, Владимир Путин объявил о структуре и персональном составе правительства.
Назначение Голиковой свидетельствует об усилении аппаратных позиций Кудрина. Кроме того, она должна будет навести порядок в финансовых делах МЗСР
Для экспертов и журналистов ожидание было долгим. Еще в пятницу было сообщено, что премьер-министр Виктор Зубков привез президенту в Бочаров Ручей предложения по структуре и составу кабинета.
Президент сказал, что рассмотрит эти предложения «в самое ближайшее время». Но до конца недели решений не последовало. В понедельник Путин вернулся в Москву. Весь день не было никакой информации.
В половине восьмого вечера президентский пресс-секретарь Александр Громов сообщил, что в Кремль приехал Зубков и привез предложения по кадровому составу кабинета.
В 20.25 президентский кортеж въехал на территорию Белого дома, где собрались члены правительства. И только в половине десятого было объявлено, из кого теперь состоит правительство России.
Премьер Зубков сохранил всех заместителей, которые были у его предшественника, – Сергея Иванова и Дмитрия Медведева (первые вице), Александра Жукова и Сергея Нарышкина (просто вице). И получил пятого – Алексея Кудрина, сохранившего при этом портфель министра финансов. Таким образом, в аппаратном смысле произошло перераспределение полномочий, но политически основные игроки остались при своем.
На встрече с членами Валдайского клуба Путин, рассказывая западным политологам о Викторе Зубкове, сказал, что тот из «высококвалифицированной команды» Кудрина. И новым назначением подтвердил свою высокую оценку. Более того - вес Кудрина (и всего финансового блока) сил существенно
возрос.
Как и ожидалось, не был отправлен в отставку никто из «президентского» блока правительства (силовики и министр иностранных дел). Более того, свой пост сохранил даже подавший в отставку министр обороны Анатолий Сердюков. На прошлой неделе Сердюков написал заявление об уходе, мотивируя свое решение близким родством с премьером (он зять Зубкова).
Решение Сердюкова одобрил и сам премьер-министр. Однако президент рассудил иначе. В конце концов, министр обороны в России подчиняется не премьер-министру, а президенту. И Сердюков остался. Что усиливает и его личные позиции, и позиции кабинета в целом - включая, в первую очередь, самого премьера. Доверие, столь явно оказанное президентом, дорогого стоит.
Не пострадал никто из «списка Грызлова». Как уже писала газета ВЗГЛЯД, спикер Госдумы и председатель партии «Единая Россия» Борис Грызлов на прошлой неделе заявил, что все министры-единороссы останутся на своих местах.
Так и получилось: наряду с Жуковым портфели сохранили глава МЧС Сергей Шойгу, министр природных ресурсов Юрий Трутнев и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Впрочем, тяга к партийности министров спасла и министра, отмежевавшегося от единороссов - возглавивший московский список «Справедливой России» министр культуры и образованияАлександр Соколов, вопреки прогнозам, сохранил портфель.
Из названных Грызловым троих «кандидатов на отстрел» в действительности расстались с министерскими должностями лишь двое – министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов и министр регионального развития Владимир Яковлев. Соколова, которым была недовольна фракция ЕР, не тронули.
Зато к уволенным присоединился третий, не названный – министр экономического развития и торговли Герман Греф. Претензии, высказанные Грефу президентом во время визита на Камчатку, действительно оказались последним предупреждением.
Владимира Яковлева сменил человек, хорошо известный в политических кругах, – Дмитрий Козак (кстати, в 2004 году именно Козак сменил Яковлева в должности полпреда президента в Южном федеральном округе). Тем самым не подтвердились прогнозы тех, кто обещал Козаку политическую смерть, так как полпред на юге – «расстрельная» должность с невыполнимыми задачами.
А Зурабова и Грефа сменили женщины. МЭРТ возглавила Эльвира Набиуллина – ученица патриарха экономического либерализма Евгения Ясина и многолетняя соратница Грефа. В 2001–2003 годах она была у Грефа заместителем, а в 2003–2005-м возглавляла Центр стратегических разработок. Последние два года Набиуллина отошла в тень и руководила исследовательской группой в ЦСР.
Ее назначение явно означает, что курс, проводившийся МЭРТ, не изменится, а отставка Грефа – это только его личная отставка. Хотя в самом МЭРТе смена министра, разумеется, приведет к серьезным кадровым перестановкам.
Что же касается Минздравсоцразвития, то прогнозы о его разделении не подтвердились. Новый министр Татьяна Голикова, как и премьер-министр, пришла из Минфина, где она работала с 1992 года. С 2002-го Голикова была первым заместителем министра финансов. Ее назначение также свидетельствует об усилении аппаратных позиций Алексея Кудрина.
Кроме того, Голикова, по всей вероятности, должна будет навести порядок в финансовых делах МЗСР, к которым было много претензий у представителей самых разных политических течений.
Интересно, что госпожа Голикова состоит в супружеских отношениях со своим коллегой по кабинету Виктором Христенко. Бывшему вице-премьеру, а ныне переутвержденному министру промышленности, тоже многие предрекали отставку. Однако этго не случилось, и теперь в его семье есть два министерских портфеля.
Как видим, радикальных изменений в составе кабинета не произошло, хотя падение Грефа, Зурабова и Яковлева вкупе с возвышением Кудрина и Козака придает правительству Зубкова в значительной степени иной облик по сравнению с кабинетом Фрадкова. Не говоря уж о том, что сам Зубков от Фрадкова разительно отличается и стилем, и подходом – что и продемонстрировал на первом же заседании правительства.
Эксперты, оценивая состав и перспективы нового кабинета, как никогда разошлись в оценках – от «временного и переходного» до «постоянного и сильного».
При этом структура кабинета в целом осталось той же, что была при «техническом» Михаиле Фрадкове. Создание двух новых госкомитетов - по рыболовству и по молодежи - тут вряд ли может считаться серьезным нововведением.
Правда, президент назвал новые критерии оценки работы министров. В контексте разворачивающейся предвыборной кампании это может сработать как серьезный инструмент воздействия на ситуацию. В любом случае, отставка Грефа и Зурабова лишает оппозицию важных аргументов в свою пользу.
Ну а насколько новоназначенное правительство сможет доказать свою эффективость, будет видно в ближайшие месяц-два. В любом случае, определить его реальные перспективы можно будет лишь по итогам выборов в Думу в декабре этого года.