Несколько лет назад известный православный общественник диакон Андрей Кураев выступил с программным докладом «Православным пора почувствовать вкус к карьере», отметив несколько несвойственных для традиционного церковного сообщества тезисов: «Не надо топить православие в социальном болоте. Не надо замуровывать Церковь в прошлом. В православии достаточно силы, чтобы дерзить современности, чтобы отстаивать древнюю, средневековую систему ценностей. Но при этом в православии достаточно любви, чтобы видеть доброе и в мире современных людей».
Мы хотим, чтобы православная воцерковленная молодежь научилась современной культуре общественно-политического действия
И, несмотря на то что многими в Русской православной церкви столь нетрадиционные для, казалось бы, общепринятой изоляционистской парадигмы мысли были восприняты в штыки, немало нашлось и таких людей, кто отлично понял основной лейтмотив слов отца Андрея.
Стоит отметить, что прежние инициативы такого рода нередко вызывали закономерное уныние в среде священноначалия. Нарочитая маргинальность многих активистов нередко представляла образ Церкви в искаженном виде: дремучие монархисты, почитатели Распутина и Ивана Грозного, главными лозунгами которых являются различные вариации на тему «бей-спасай!». Именно поэтому, в целях избавления от опасности дискредитации православия, еще в первой половине 90-х годов иерархами РПЦ было принято решение не принимать непосредственного участия в политических мероприятиях, таких как, например, выборы всех уровней.
Именно поэтому информация об инициативах молодежного движения «Наши» по созданию в своих рядах Православного корпуса вызвала достаточно бурную реакцию как в светских, так и в церковных СМИ. Действительно, православная акцентуация столь серьезного молодежного политического движения открывает очень серьезные перспективы, но при этом означает и немалую ответственность как самой Церкви, так и тех молодых политиков, которые решились на сотрудничество с духовными лидерами в рамках нового общественного проекта.
Руководитель православного проекта движения «Наши» Борис Якеменко разъяснил газете ВЗГЛЯД ситуацию таким образом: «В рамках организуемого проекта мы в первую очередь хотим достичь того, чтобы православная воцерковленная молодежь научилась современной культуре общественно-политического действия, научилась реагировать на вызовы времени и противодействовать тем опасностям, которые сегодня встают перед Россией».
Якеменко сообщил, что в ближайшее время «Наши» намерены провести целый ряд миссионерски-образовательных экспериментов в области основ православной культуры (ОПК) в рамках летнего лагеря на Селигере и с осени начать подобные акции на факультативной основе в школах по всей России.
Якеменко также отметил, что идея проекта появилась уже в момент организации движения «Наши», однако без целого ряда консультаций осуществить ее было преждевременным. Очень важным в этом отношении было одобрение проекта председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и его заместителем протоиереем Всеволодом Чаплином, сыгравшим большую роль в организации проекта. На вопрос о том, с кем «Наши» готовы сотрудничать в рамках организации Православного корпуса, господин Якеменко заявил, что «Наши» открыты для сотрудничества со всеми, особо отметив «Молодую гвардию «Единой России» и Союз православных граждан.
В свою очередь, упомянутый ранее протоиерей Всеволод Чаплин в комментарии газете ВЗГЛЯД заявил: «Русская православная церковь открыта к сотрудничеству с любыми молодежными организациями. Между тем именно движение «Наши» уже успело проявить себя в духовно-просветительском направлении. Так, совместно с представителями Церкви «Наши» уже принимали участие в акции, в ходе которой прохожим раздавались нательные крестики, православная литература и проводились беседы о православии.
Лично я в прошлом году посещал летний лагерь «Наших» на Селигере, где совместно с монахами Нило-Столобенской пустыни совершал богослужения, в которых принимали участие сотни молодых людей». Кроме того, отец Всеволод охотно согласился с тезисом, что православная молодежь должна принимать более активное участие в политической жизни России.
Действительно, сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что данный проект востребован временем. Так, если еще совсем недавно православная молодежь в значительной степени находилась на обочине российской общественной жизни, то сегодня, в условиях особенного внимания к необходимости сохранения Россией своей идентичности, обращение к традиционным духовным основам нашей цивилизации приобретает особую значимость.
И есть надежда, что церковно-общественный симфонический тандем, каковым в конечном итоге может стать нынешняя инициатива «Наших», станет очередным кирпичиком, вложенным в укрепление российской государственности.