Утром в понедельник сообщалось, что посол Грузии в Совете Европы Зураб Чиаберашвили намерен 26 марта подать иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге «в связи с нарушением прав грузинских граждан при их депортации в прошлом году из России».
Но в Минюсте Грузии опровергли эту информацию. «Она не соответствует действительности. Иск готовит Министерство юстиции, и вносить его в суд также будет Министерство юстиции», – сказала представитель ведомства.
При помощи британских специалистов
Большинство стран, дорожащих стабильностью политической системы и законностью на своей территории, депортируют нелегальных мигрантов
Председатель парламентского Комитета по правам человека Елена Тевдорадзе сообщила, что лично разберется с иском во время визита в Страсбург 26 марта. «Во вторник будет заседание мониторингового комитета ПАСЕ в Страсбурге.
От того, будет ли внесен иск в Международный суд, зависит моя реакция на заседании ПАСЕ в конце апреля. Если иск не будет внесен, то я намерена выступить с резкой критикой России по вопросу незаконной депортации грузин на этом заседании и требовать рассмотрения этого дела на ПАСЕ», – сказала Тевдорадзе.
Временная комиссия грузинского парламента по делам граждан, депортированных из России, завершила работу еще 15 февраля. Минюст готовил иск с помощью приглашенных британских специалистов.
Эксперты изучили несколько тысяч дел депортированных. Общий вывод сводится к тому, что «со стороны властей РФ имели место массовые нарушения прав грузинских граждан и случаи преследования людей по этническому признаку». В итоге получился 200-страничный документ и «наглядное пособие» в виде 30-часовой видеозаписи. Это дало основание грузинским парламентариям заявить, что «Россия нарушила не только международные правовые нормы, но и собственную конституцию».
Президент Грузии Михаил Саакашвили еще в прошлом году заявлял о намерении подать иск в Страсбургский суд. «Мы возмущены фактами этнической дискриминации, которые несовместимы с XXI веком, и можно проводить параллели лишь с самыми страшными случаями в XX веке, поэтому правительство Грузии изучает возможность обращения в Европейский суд по правам человека в связи с этими фактами», – говорил Саакашвили.
В конце прошлого года генсек Совета Европы Терри Дэвис выражал недовольство насчет поведения российской стороны в этом вопросе. Ранее российский посол в Грузии Вячеслав Коваленко, комментируя высказывания грузинских политиков, говорил, что никакой грузинофобии в России не существует.
Напомним, нелегально проживавших в России грузин начали принудительно отправлять на родину после того, как в сентябре 2006 года в Грузии арестовали офицеров Группы российских войск в Закавказье: подполковников Казанцева и Сааву в Тбилиси, а также капитана второго ранга Загородниго и подполковника Баранова в Батуми. Грузинские власти обвинили их в шпионаже.
Депортация мигрантов – обычное дело
Президент Грузии Михаил Саакашвили |
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что большинство стран, дорожащих стабильностью политической системы и законностью на своей территории, депортируют нелегальных мигрантов.
«Так традиционно поступают Франция и Великобритания, а в последнее время Германия и США», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД. Кроме того, он напомнил, что власти США для предотвращения нежелательных миграционных потоков объявили о создании специальной заградительной стены на границе с Мексикой.
Россия в 90-е годы «очень либерально относилась к притоку мигрантов в некоторые отрасли хозяйства». Значительная часть граждан Молдавии, Грузии и Украины работала без соответствующих разрешений. Однако стабилизация политической ситуации в стране и укрепление институтов власти привели к тому, что был поставлен вопрос о приведении ситуации в соответствие с международными нормами и внутренним законодательством.
«На основании этого и была осуществлена депортация, в том числе и грузинских граждан», – пояснил политолог. Правда, эксперт не исключает, что после терактов 11 сентября, когда террористическая угроза в мире обострилась, «мы наблюдали очень серьезные кампании, в ходе которых из России высылались тысячи людей, и в результате кто-то действительно мог пострадать.
Если есть факты конкретных нарушений, то эти вопросы нужно решать. Но в любом случае нет оснований для обвинения России в том, что она проводила массовые акции, связанные с апартеидом или с ущемлением прав».
Факт подачи иска Грузией в Европейский суд «вновь усилит напряженность между нашими странами, которая начинала спадать в период возвращения российского посла в Грузию и других позитивных шагов со стороны грузинского правительства».
Что касается ответных шагов со стороны России, политолог предполагает, что российские власти могут проверить грузинский бизнес «на предмет соблюдения законодательства и правил торговли».
«Грузинская элита – не та элита, которая может требовать от кого-либо юридической чистоты. Она пришла к власти нелегитимным путем, проводила сомнительные процессы над, по словам Саакашвили, коррупционерами, но кто это докажет, если те давали признательные показания.
Все это сомнительно. В любом случае, имея десятки тысяч мигрантов на территории сопредельных стран, прежде всего России, можно говорить о том, что с экономической и юридической точек зрения не все в этой стране благоприятно для проживания собственных граждан», – подытожил Орлов.
Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры Евгения Войко отметила, что в последнее время грузинское руководство во внешней политике демонстрирует смелость и самостоятельность. «В первую очередь это связано с приходом тепла и запуском месторождения Шах-Дениз в Азербайджане.
Грузия становится все меньше зависимой от российских энергопоставок. И в последнее время идет тактика мелких уколов в сторону России», – сказала Войко газете ВЗГЛЯД. Сюда же политолог отнесла недавнее обвинение грузинской стороной России в обстреле Кодорского ущелья в зоне грузино-осетинского конфликта.
Бойко затруднилась предсказать, насколько глубоко может зайти грузинское руководство в антироссийской политике, но она не сомневается, что «подобные действия будут продолжаться в дальнейшем, потому что Грузия находит поддержку как в Брюсселе, так и в Вашингтоне».