Поводом для того, чтобы заново пересмотреть события февраля 1917 года, стала недавняя брошюра долго молчавшего Александра Солженицына «Размышления над Февральской революцией». Труд, естественно, наделал много шума среди журналистов и политиков. Примечательно, что свой труд всемирно известный публицист написал еще в годы «вермонтской ссылки», однако на суд общественности статья попала лишь в 2007-м.
Демократия должна расти внутри народа, а не насаждаться извне. И если наша демократия несовершенна, это значит, что она жива
Что в свою очередь, пояснил на заседании главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко, стало символичным. «Мы только сейчас получили моральную и интеллектуальную возможность сделать выводы из трагедии Февраля», – заявил он на открытии круглого стола. Главные тезисы статьи Солженицына беспощадны. И то, что власть создана для силы, и то, что любое кровопролитие идет на благо, если оно предотвращает гражданскую войну.
Однако самой главной проблемой, считает Ципко, стало то, что либеральное видение мира, которое господствовало и в начале 1917 года, и в 1991 году, рассматривало все с позиции взаимоотношений власть – индивид. Забыв тем временем о других существующих государственных проблемах, что стабильно приводило страну к краху. Однако сегодня, убежден Ципко, в России возникло «новое особое самосознание», которое не ставит вопрос отношений государства и человека во главу угла. «Население России сейчас вне революции, оно не хочет перемен», – уверен он.
С тем, что «Октябрь произошел еще в Феврале» и что первую революцию 1917 года недооценивают, согласился присутствовавший на круглом столе замглавы администрации президента Владислав Сурков.
По его словам, большинство населения России воспринимает февральские события как «вышли на улицу либералы с бантиками, бескровно свергли монархию, а потом пришли злобные коммунисты и отняли бантики у либералов». В то время как реальная власть находилась на стороне радикалов и экстремистов уже в феврале, а действующее правительство служило лишь ширмой.
Чтобы подобные ошибки не повторились в будущем, Сурков прочел присутствующим «напутствие начинающему либералу». Одной из первых озвученных им истин стало то, что важно не путать свое личное мнение с мнением общественности и надеяться на то, что «так думает весь народ». Второй пункт гласит: «Не нужно надеяться осчастливить родную страну за счет иностранной поддержки».
«Не нужно говорить о свободе и справедливости чужими словами. Демократия должна расти внутри народа, а не насаждаться извне. И если наша демократия несовершенна, это значит, что она жива», – освежил Сурков концепцию суверенной демократии.
Кроме того, подчеркнул он, во избежание ошибок 1917 года «не нужно дружить с большевиками», которые до сих пор существуют в стране в виде радикалов, воспевающих политику Берии или Гитлера. И нельзя желать поражения и ослабления собственной стране, даже если что-то в ней кого-то не устраивает. «Не нужно забывать, что демократия – это власть народа, а власть – это сила и порядок. Демократическое государство не может быть беззубым», – озвучил он свой завершающий тезис.
Подытоживая свое выступление, Сурков отметил, что новая революция вредна для России даже с точки зрения самосохранения, так как государство и в мирное время ежегодно теряет значительную часть своего населения. «Революция – это расточительство и уничтожение. Даже с точки зрения демографической ситуации нам нужно изъять это понятие», – убежден он.