Во вторник Карла дель Понте в последний раз выступила на открытом заседании Совета безопасности ООН в качестве главного прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ).
В Сербии вообще очень популярно мнение, что Караджич и Младич не преступники, а народные герои
Срок действия трибунала определен до 2010 года, но с 1 января пост генпрокурора займет бельгиец Серж Браммерц, ранее руководивший международной комиссией по расследованию убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Его кандидатура была одобрена членами СБ ООН еще в ноябре.
Что характерно, накануне «последнего слова» дель Понте вице-премьер правительства Сербии Божидар Джелич предупредил прокурора о неуместности излишне резких оценок.
В Белграде опасаются, что «лебединая песня» дель Понте осложнит дальнейшее сближение Сербии с Евросоюзом. Джелич попросил госпожу прокурора адекватно оценить вклад Сербии в дело поимки Младича и Караджича и предупредил генпрокурора о возможности кардинального пересмотра подходов к взаимодействию с Гаагой в случае изменения внутренней политической конъюнктуры в Сербии.
«Вполне возможно, что следующие правительства Сербии полностью свернут сотрудничество с трибуналом», – отрезал вице-премьер.
Однако госпожа дель Понте, покидающая свой пост, будучи «разочарованай позицией Белграда», все-таки призвала напоследок не принимать Сербию в ЕС до тех пор, «пока Белград не начнет сотрудничать с МТБЮ».
Генпрокурор убеждена в том, что разыскиваемые трибуналом Радован Караджич и Ратко Младич до сих пор скрываются в регионе, причем Младич абсолютно точно находится в Сербии. И хотя местонахождение Караджича дель Понте неизвестно, она убеждена, что оба «международных преступника» будут арестованы «в ближайшие несколько недель или месяцев».
Кстати, четыре дня назад дель Понте уже озвучивала причины, по которым, как ей кажется, сербские власти отказываются арестовать Младича. По мнению дель Понте, всему виной угроза потери Косова, благо она «является серьезным ударом по национальной гордости сербов», и арестовать Младича, которого многие в стране воспринимают как героя, избираемые народом власти республики позволить себе просто не могут.
Впрочем, только лишь на Сербию дель Понте всю вину не возлагает. В рамках своего выступления в Совбезе она также напомнила, что было время, когда и Радован Караджич, и Ратко Младич спокойно пересекали пункты КПП стран НАТО, несмотря на ордера об их аресте, выданные МТБЮ. Но сейчас «по этому поводу есть консенсус на высоком политическом уровне».
По мнению генпрокурора, всем было бы лучше, если бы Совет прямо сегодня заявил, что двери Гаагского трибунала не закроются, пока там не появятся двое главных обвиняемых.
Впрочем, механизмы, которые позволят привлечь Младича и Караджича к ответственности, можно будет обнаружить и после закрытия трибунала. «Они не должны остаться безнаказанными», – резюмировала главный обвинитель МТБЮ.
Аналогичный призыв повременить с закрытием трибунала до ареста Караджича и Младича содержится и в тексте доклада МТБЮ, представленного в Совбез, а также в письме «матерей Сребреницы», которое дель Понте передала в понедельник председателю Совбеза Марчелло Стратафоре.
Однако представитель России Илья Рогачев дал понять, что Москва заблокирует продление мандата трибунала. И после его официального закрытия, военные преступления останутся в компетенции тех государств, на территории которых они совершались.
«Хотели бы еще раз отметить принципиальную позицию Российской Федерации о том, что трибунал должен руководствоваться установленными Советом безопасности сроками и сделать все возможное, чтобы работа была завершена до конца 2010 года. Отсутствие в распоряжении трибуналов некоторых обвиняемых не может рассматриваться как оправдание неограниченного продления деятельности этих органов», – заявил Рогачев на заседании СБ ООН.
Напомним, что бывший главнокомандующий армией Республики Сербской Ратко Младич и бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич обвиняются в военных преступлениях, связанных с их ролью в расстрелах мирных жителей мусульманского анклава Сребреница летом 1995 года. Подозревают их также в геноциде, который якобы имел место быть во время осады Сараево (в результате этой операции погибло около 10 тыс. человек).
Поимка Караджича и передача его МТБЮ – одно из условий ускорения переговорного процесса по вступлению Сербии в ЕС. За информацию о нем и Младиче объявлена награда в 5 млн долларов США.
След «международных преступников» был потерян после 2002 года. Вины своей они, впрочем, не признают, а о Гаагском трибунале отзывались как о судилище, созданном для того, чтобы свалить всю вину за кровопролития на Балканах на сербов.
Младич, в частности, заявлял, что лично явится в Гаагу после того, как туда «приедут добровольно те генералы, которые воевали во Вьетнаме, бомбили Югославию».
В Сербии вообще очень популярно мнение, что Караджич и Младич не преступники, а народные герои. В числе прочего утверждается, что десятки людей, чьи имена фигурируют в списках жертв расстрелов в Сребренице, регулярно попадают в избирательные списки на выборах в Боснии и Герцеговине.