Оппозиция отреагировала на оценки Михаила Саакашвили, который появился перед телекамерами спустя трое суток после начала акций протеста, насколько эмоционально, настолько и жестко.
Возгласы «Гададеки!» («В отставку!») и «Цади!» («Уходи!») снова взорвали центр Тбилиси
Сын первого президента Грузии лидер движения «Свобода» Константин Гамсахурдиа сравнил Михаила Саакашвили с Брежневым, добавив: «Но я все-таки думаю, что даже Леонид Ильич так не врал».
Депутат-консерватор Звиад Дзидзигури обратился по телеканалу «Имеди» к матери грузинского лидера Гиули Аласании, предложив ей «позаботиться о нездоровом сыне», который к тому же еще и «лжец». Дзидзигури предположил, что ситуация в стране осложнится теперь еще больше.
50-минутное интервью Саакашвили Общественному ТВ Грузии, которое транслировалось и другими каналами, было встречено многотысячным митингом на проспекте Руставели как оскорбительное. Возгласы «Гададеки!» («В отставку!») и «Цади!» («Уходи!») снова взорвали центр города.
О своем отношении к выступлению президента говорили не только политики. Легендарный актер Отар Мегвенитухуцеси сказал, что, «видимо, Саакашвили не понимает того, что реально происходит в стране».
Президента поддержали представители его ближайшего окружения – депутаты Георгий (Гига) Бокерия и Георгий (Гиви) Таргамадзе. Они появились перед телекамерами вскоре после завершения интервью президента. Если последний ни разу не назвал, кого именно отныне считает главным оппонентом и даже врагом, то они это сделали неоднократно: бизнесмен Бадри Патаркацишвили, который недавно обнародовал решение финансировать оппозицию.
Бокерия и Таргамадзе говорили о том, что «проекты Патаркацишвили в Грузии не пройдут». А посему, по их словам, оппозиционеры «паникуют», так как «деморализованы».
«Паника» и «деморализация» оппозиции выразилась, вероятно, в реакции ее лидеров, которые были искренне возмущены саакашвилевской версией о том, что за народом стоят «темные силы» со своими капиталами. Кроме того, объяснения президентом переноса выборов «российскими угрозами» категорически неприемлемы для оппозиционеров.
Саакашвили фактически не исключил, что Россия в свете парламентских или президентских выборов в этой стране может начать воевать с Грузией. «Россия начала две войны в Чечне из-за выборов. Это было на ее собственной территории. Но мы должны знать, когда у России выборы в декабре 2007 года и в марте 2008 года, какая угроза нас ждет», – заявил Саакашвили.
Кроме того, грузинский президент считает, что выборы в парламент Грузии лучше проводить осенью будущего года из-за вопроса Косова, так как Россия может в начале 2008 года признать Абхазию в ответ на признание западными странами независимости Косова.
Наконец, по его словам, «в апреле в Бухаресте на саммите НАТО у нас есть реальный шанс перейти на План по вступлению в альянс. В доктрину национальной безопасности России входит не допустить расширения НАТО на Грузию».
В связи с этим Саакашвили в очередной раз остановился на «антигрузинских действиях» Москвы. «Круглосуточно российские каналы показывают митинг в Тбилиси в своем прямом эфире. Как будто в России и в остальном мире не происходит других событий. И они показывают это не для россиян, а для Украины, Молдовы, Узбекистана и других республик СНГ.
Это абсолютно конкретный план. Грузия – это символ демократии нового типа, и все это делается для того, чтобы она не стала примером для других. Некоторые силы хотят создать виртуальный образ того, что Грузия не является успешным примером», – сказал Саакашвили.
Бесконечно уверенный в том, что этот пример успешный, Михаил Саакашвили сказал, что Грузия изберет его президентом в 2008 году и на второй срок. И твердо сообщил оппозиции и ее сторонникам, что «президентские и парламентские выборы будут проведены одновременно осенью будущего года, как это определено конституцией».
Что касается организаторов митинга в Тбилиси, по словам Саакашвили, это «российская олигархическая сила». Которая задействовала против грузинского руководства «машину инсинуаций», «фабрику лжи» по аналогии с тем, что происходило в России в период Бориса Ельцина.
Грузинские политики оценили речь президента. Депутат-республиканец Леван Бердзенишвили, вернувшийся из США, заявил, что в этой стране «кардинально изменилось мнение о Михаиле Саакашвили и все признают, что в Грузии глубокий политический кризис».
А Звиад Дзидзигури обратился к мировому сообществу с просьбой помочь Грузии «избавиться от Саакашвили».
«Сейчас начинается борьба нервов, игра между властями и оппозицией на выдержку», – считает политолог Рамаз Сакварелидзе. Сегодня новой фазе противостояния будет дана отмашка.
Тем временем лидеры грузинской оппозиции обращаются к народу с призывом не сбавлять давление на власть. «Мы должны продемонстрировать Михаилу Саакашвили нашу силу и единство.
В ответ ему пусть сюда придет в 10 раз больше людей», – заявила на продолжающемся в ночь на понедельник митинге лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили.