«Те, кто взяли на себя ответственность стрелять в государственного служащего, окажутся перед судом присяжных», – заявил президент Франции Николя Саркози на выходе из госпиталя, где он посещал тяжелораненого комиссара полиции, пострадавшего во время столкновений в Вилье-ле-Бель.
Министры прямо обратились к судьям с просьбой не делать скидок на социальное положение арестованных
При этом Саркози взял на себя ответственность классифицировать действия погромщиков с точки зрения закона. «Подобные акты носят свое имя – это покушение на убийство», – отрезал президент.
Как отмечает французская пресса, Саркози поспешил «вникнуть в проблему» сразу по возвращении в Париж. Экстренное совещание с силовым блоком Кабинета министров у него уже состоялось, но похоже, что к возвращению своего президента полиции все же удалось утихомирить беснующуюся молодежь и сдержать третью волну насилия: сообщений о массовых погромах в ночь на среду не поступало, если не считать ряда инцидентов в Тулузе, на юге страны.
Но в целом распространения погромов на другие кварталы и пригороды, как это было в 2005 году, не произошло. Однако полиция отмечает, что ситуация остается напряженной и говорить о полном окончании беспорядков пока рано.
В любом случае остановить эти погромы для Саркози – дело чести. Своей популярностью среди французов он во многом обязан тому, что в бытность министром внутренних дел республики эффективно подавил аналогичные шабаши в 2005 году.
Поджигающих машины вандалов будущий президент Фракции назвал тогда «хулиганами и отбросами» и призвал «очистить пригороды от мусора». Эта фраза стала для него тем же, чем и «мочить в сортире» для Владимира Путина, – демонстрацией решительных намерений.
Разумеется, на Саркози образца 2005-го крайне обозлились французские леваки, однако большинство граждан страны жесткость главы МВД оценили и спустя два года избрали его президентом Пятой республики.
Сейчас же, по мнению наблюдателей, французский кабинет действует еще более жестко, чем два года назад. Если в первую ночь погромов полицейские применяли только слезоточивый газ и свето-шумовые гранаты (против дробовиков и бутылок с зажигательной смесью), то уже в понедельник их арсенал был расширен до помповых ружей с резиновыми пулями.
Для французской полиции, славящейся своим либеральным отношением к правонарушителям, это чуть ли не крайняя мера. И применить ее заставило то, что за двое суток ранения разной степени тяжести получили около 130 стражей порядка.
Кроме того, премьер-министр страны Франсуа Фийон, министр юстиции Рашида Дати и глава МВД Мишель Альо-Мари, которую во Франции любят называть «железной женщиной», в три голоса предупреждают потенциальных погромщиков, что пойдут те не по «административке», а по «уголовке». Причем сразу.
Министры прямо обратились к судьям с просьбой не делать скидок на социальное положение арестованных и по возможности выносить приговоры как можно быстрее. И в настоящее время к тюремному заключению уже приговорены 8 «бунтовщиков». В ходе ускоренных судебных разбирательств они получили сроки от 3 до 10 месяцев.
Однако работать кабинету приходится под шквалом критики французских леваков (особенно усердствуют мэры «неблагополучных» предместий, в большинстве своем социалисты). Кабинету Саркози – Фийона вменяется, например, повышение пенсионного возраста и увеличение платы за медицинское обслуживание для граждан.
Это, мол, а также «низкое финансирование объектов инфраструктуры в предместьях» и привело к повтору массовых бунтов. Резюме – дайте денег.
Что характерно, бунтующая из-за «плохой инфраструктуры» молодежь инфраструктуру же и уничтожает. Пылают автобусы и соседские машины, супермаркеты, школы и особенно часто библиотеки.
Волну этих протестов, как и в 2005 году, вызвала смерть подростков из проблемных районов (по словам Саркози, «драматическая»). Было объявлено, что двое парней 15–16 лет попали в ДТП с участием полицейской машины, которая с места инцидента скрылась.
В официальную версию все это, впрочем, никак не укладывается. Мишель Альо-Мари по результатам расследования ДТП уже заявила, что двое погибших ехали на мотоциклах (предположительно, краденых) по сугубо автомобильной трассе, что категорически запрещено правилами.
Причем ехали они, пренебрегая всеми правилами дорожного движения, на большой скорости и без шлемов. Что до полицейских, они немедленно вызвали по рации скорую помощь, которая приехала через 10 минут и констатировала две смерти.
Кстати, сегодня Саркози намеревается лично посетить семьи погибших подростков. Что касается Фийона и Альо-Мари, они намереваются вновь посетить Вилье-ле-Бель, чтобы на месте руководить операцией по подавлению возможных беспорядков.
Что характерно, в ночь на вторник штаб операции располагался в казармах пожарных, потому как полицейские участки были сожжены. А пожарные зачастую отказывались исполнять свои обязанности без прикрытия полиции, благо их регулярно атаковали погромщики, борющиеся, по мнению социалистов, за «улучшение инфраструктуры».