После того как специальный представитель ООН Ибрагим Гамбари посетил Мьянму (Бирму), из тюрем страны было освобождено 80 человек из числа арестованных монахов. Как сообщают западные СМИ со ссылкой на одного из освобожденных, около полуночи военные грузовики отвезли узников в монастырь Мингала Яма, расположенный в Янгоне. Еще 16 человек хунта пообещала освободить «в ближайшее время».
В ночь отъезда посланника ООН в присутствии свидетелей полицией были произведены множественные аресты
Подробности стали известны благодаря 20-летнему послушнику, который попросил не называть его имени. Со слов юноши, военные не избивали монахов, однако «постоянно унижали и оскорбляли» их. Арестованных допрашивали и днем, и ночью, а кормили при этом только дважды в сутки (некоторые монахи вообще отказывались питаться в знак протеста).
Незадолго до возвращения в монастырь им разрешили переодеться (носить традиционные буддийские тоги в тюрьмах было строжайше запрещено) и накормили неким «благотворительным ужином».
Кроме того, хунта отпустила на свободу еще около 150 женщин. Получить какие-либо разъяснения от освобожденных журналистам не удалось, но многие западные издания отмечают, что на одежде некоторых узниц были хорошо заметны пятна крови. Многие освобожденные еле держались на ногах, а те из них, кто находился в преклонном возрасте, вообще были не в состоянии передвигаться самостоятельно.
Пока спецпосланник ООН никаких комментариев по этому поводу не давал. О содержании беседы с руководителем военной хунты Мьянмы он обещает рассказать не раньше консультации с генсеком ООН Пан Ги Муном, которая намечена на пятницу. Умолчал он и о своей роли в деле освобождения монахов.
Однако очень скоро выяснилось, что дарование свободы части арестованных было лишь символическим актом примирения (как и сокращение комендантского часа двумя днями раньше). В ночь отъезда Ибрагима Гамбари в присутствии свидетелей полицией были произведены множественные аресты. Людей сажали в грузовики и увозили в неизвестном направлении. Комментировать что-либо хунта отказалась.
В Янгоне (Рангуне) – крупнейшем городе страны и неформальной столице протестов – была развернута настоящая охота на диссидентов. Посол США в Мьянме Шери Вилларосу сообщила, что патрулирующие город полицейские машины посреди ночи объявляли через репродукторы: «У нас есть фотографии. Мы начинаем аресты!»
Фамилия одного из арестованных известна точно – это 56-летний журналист Вин Зоу, работающий на одну из японских газет. Его жена сообщила, что Зоу был увезен некими «представителями Министерства внутренних дел».
Всего же, по словам очевидцев, к утру из Янгона выехало 8 грузовиков с арестантами. В одном из домов в районе пагоды Шведагон осталась лишь 13-летняя девочка, ее родителей неизвестные буквально выволокли из дома глубокой ночью.
Причины таких действий хунты непонятны. Фактически восстание уже подавлено, большинство протестующих монахов изолировано в храмах, а последняя (причем крайне немногочисленная) акция оппозиции датируется воскресеньем.
Посол США в Мьянме уверена, что «власти просто нагнетают страх, стремясь под угрозами репрессий не допустить новых акций протеста». Во время комендантского часа даже иностранцы не выходят на улицу, опасаясь за свою жизнь, а каждому жителю Мьянмы, имя которого будет упомянуто в зарубежных СМИ, хунта пообещала крупные неприятности. «Население этой страны продолжает жить в условиях террора», – заключила она.
Однако местных жителей сейчас гораздо больше волнует не вопрос «зачем», а судьба всех тех, кто был арестован полицией в рамках подавления акций. Рейды проводились как минимум в 15 монастырях, но отпущено было только 80 человек. По самым скромным подсчетам, в руках военных до сих пор находится около 3000 арестованных монахов.
Власти вообще отказываются называть и комментировать любые цифры. Разнятся и данные о количестве жертв. Хунта признала 13 смертей, дипломаты же настаивают, что военными только за последние сутки было расстреляно более 100 человек.
Министр иностранных дел Австралии Александр Донер остановился на цифре в 30 убитых и 1400 арестованных – это самый оптимистичный прогноз из числа озвученных дипмиссиями. Как бы там ни было, но где именно содержат арестованных, не знает никто.
По одной из версий, около 1700 человек из числа монахов, активистов Демократического альянса Бирмы и представителей СМИ власти заточили в разрушенные корпуса Технологического института в Янгоне. Сейчас эти развалины обнесены несколькими рядами колючей проволоки и фактически превращены в концлагерь. Корпуса тщательно охраняются армейскими подразделениями, подконтрольными лично генералу Тан Шве. Все запросы по этому поводу хунта также не комментирует.
Выступая на пятой спецсессии Совета ООН, верховный комиссар по правам человека Луиза Арбур посоветовала властям Мьянмы не рассчитывать на то, что «их самоизоляция станет щитом защиты от ответственности».
В то же время Совет ООН по правам человека отказался принять внесенный Евросоюзом проект резолюции, в котором предлагалось «решительно осудить репрессии властей Мьянмы в отношении участников акций протеста». Совет лишь выразил «серьезную озабоченность жесткими мерами властей Мьянмы в отношении мирных манифестантов».
Тем не менее хунту обязали в кратчайшие сроки представить отчет обо всех действиях, предпринятых до, во время и после протестов, включая информацию об убитых и раненых, о местонахождении и условиях содержания арестованных. Представитель Мьянмы уже заявил, что «решительно отвергает эту неоправданно политизированную резолюцию».
А тем временем оппозицию Мьянмы поддержали некоторые нацменьшинства страны, в том числе – вооруженные боевики из Национального союза каренов, с которыми хунта борется уже десятки лет как с «носителями идей сепаратизма». Теперь регулярные части армии каренов обещают сражаться с хунтой «до последней капли крови».