Выступая на 62-й Генассамблее ООН министр иностранных дел Молдавии Андрей Стратан призвал заменить российских миротворцев в Приднестровье на гражданских наблюдателей с международным мандатом. «Мы озабочены продолжающимся напряжением в зоне безопасности (в Приднестровье. – Ред.), что существенно нарушает фундаментальные гражданские права», – цитирует Стратана РИА «Новости».
Молдавия давно стремится избавиться от российских миротворцев, устраивая политические демарши в отношении миротворцев
Министр пояснил, что Молдавия хочет преобразовать существующий миротворческий механизм, так как считает его несовершенным.
Ранее с той же трибуны похожие тезисы, но в отношении Абхазии озвучил президент Грузии Михаил Саакашвили. Грузинский лидер призвал изменить формат переговоров по Абхазии, проходящих под эгидой ООН, и ввести вместо российского контингента «независимых миротворцев». Он заявил также, что во всех этих возможных «позитивных процессах» видит сильную роль Евросоюза.
Реакция России последовала незамедлительно. Находившийся тогда в штаб-квартире ООН министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что пересмотреть мандат можно только по решению выдавшего его коллективного органа, а не в одностороннем порядке. Министр подразумевал Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В своей эмоциональной речи Стратан навал нынешний режим в Приднестровье «сепаратистским» и «мафиозным», добавив, что неурегулированность приднестровского конфликта не дает ход позитивным преобразованиям во всей Молдавии. «Я вынужден с сожалением констатировать, что переговорный процесс, приостановленный в апреле 2006 года из-за жестокой и неконструктивной позиции сепаратистских лидеров, поддерживаемых извне, не был возобновлен, несмотря на наши постоянные усилия», – заявил господин Стратан.
Непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) с центром в городе Тирасполе провозглашена в начале 1990-х годов на территории нескольких районов Молдавии на левом берегу Днестра, населенных преимущественно русскими и украинцами. В 1922–1940 годах эти районы составляли Молдавскую АССР в составе Украины. После того как Бессарабия была включена в состав СССР, Молдавская АССР была присоединена к ней.
Многолетний конфликт между Кишиневом и Тирасполем возник из-за притеснений немолдавского населения и стремления кишиневских политиков переориентировать Молдавию на Румынию. Вооруженный конфликт 1992 года закончился поражением молдавской армии и фактическим утверждением независимости Приднестровья.
Наладить отношения между Приднестровьем и Молдавией попытались путем переговоров. Посредниками выступили Россия, Украина и ОДКБ. Точкой отсчета считается апрель 1994 года, когда руководители Молдовы и Приднестровья подписали соответствующие документы.
Еще через год было подписано Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Молдовой и Приднестровьем. Оно стало первым международным документом, подписанным при участии Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Спустя еще год на свет появился протокол, закрепивший за Приднестровьем право принять свою конституцию, законы, символику и прочие атрибуты государственности.
Самым громким успехом в развитии этих отношений стал подписанный 8 мая 1997 года в Москве в присутствии представителей России, Украины и председателя ОБСЕ меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем».
Но перемирие длилось недолго. Несмотря на апрельскую встречу 2001 года между новым президентом Молдавии Владимиром Ворониным и президентом ПМР Игорем Смирновым, когда стороны договорились продолжать диалог на равных, через несколько месяцев Воронин внезапно прервал контакты с приднестровским руководством.
Затем Молдова самостоятельно ввела новое таможенное обеспечение, не передав его Приднестровью, что нарушило ранее подписанные соглашения. Последовала серия блокад, и переговоры вовсе приостановились.
Благодаря усилиям посредников Молдавия в июле 2002 года возобновила процесс урегулирования, но на уровне представителей по политическим вопросам. Стороны договорились прийти к соглашению на основе идеи федерализации. Но официальный Кишинев по разным причинам откладывал переговоры.
Изменить ситуацию президент России Владимир Путин поручил замглавы президентской администрации Дмитрию Козаку. В результате появился меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства». Под каждым пунктом меморандума расписались Воронин и Смирнов.
15 ноября 2003 года этот документ представили участникам переговоров. Через 10 дней планировалось его подписание. Для этого в Кишинев собирался прибыть президент Владимир Путин. По словам Козака, тогда «стороны находились в миллиметре от окончательного урегулирования». Но неожиданно для всех в ночь на 25 ноября президент Молдовы отказался от подписания уже парафированного им документа. Урегулирование сорвалось, наступил глубокий кризис.
Тем не менее переговоры снова возобновились. На этот раз благодаря инициативам президента Украины Виктора Ющенко. Он предложил свой план урегулирования. Выдвинутый Украиной весной 2005 года план парламент Молдовы подверг жесткой ревизии. Правда, 27–28 октября 2005 года прошел первый раунд переговоров в пятистороннем формате с участием наблюдателей из США и Евросоюза.
Но никаких результатов достигнуто не было. Переговоры продолжались, но 28 февраля 2006 года Кишинев вновь их прервал. А 3 марта при поддержке Киева Молдова полностью блокирует приднестровский экспорт. Началась экономическая блокада Приднестровья, ущерб от которой превысил сотни миллионов долларов.
Сейчас полноценного диалога между сторонами нет. Приднестровье требует равноправного диалога о международных гарантиях исполнения пункта меморандума 1997 года о свободе внешнеэкономической деятельности Приднестровья.
В сентябре Молдавия пожаловалась в ООН на Приднестровье в связи с «участившимися инцидентами и нарушениями прав человека, происходящими в Дубоссарском районе и в зоне безопасности». Кроме того, в начале октября в Кишиневе откроется центр НАТО. К этому событию приурочат и проведение в столице страны международной конференции под девизом «НАТО – альянс ценностей и солидарности».
Оба мероприятия входят в план действий в рамках партнерства Молдова – НАТО. В них примут участие официальные представители Североатлантического альянса, эксперты, дипломаты, представители гражданского общества. Помимо этого, в Кишиневе состоится награждение победителей конкурса «Отношения Молдовы с Североатлантическим альянсом: прошлое, настоящее, будущее». Конкурс был проведен среди молодых ученых, студентов и школьников, а также журналистов национальных и региональных СМИ.
Политолог Виталий Кулик напомнил, что Молдавия давно стремится избавиться от российских миротворцев, проводя целенаправленную политику в этом направлении и устраивая политические демарши в отношении миротворцев. По его мнению, существует синхронизация политики Кишинева и Тбилиси в вопросах миротворческих операций в зонах замороженных конфликтов.
Кулик не отрицает, что за прошедшее десятилетие миротворческая миссия нуждается в модернизации, которая «может происходить как на уровне формата мандатов, так и функций миротворцев». «Однако менять сейчас наблюдателей и качество самой миссии, на мой взгляд, нецелесообразно, потому что это приведет к эскалации конфликта», – сказал Кулик газете ВЗГЛЯД.
Эксперт пояснил, что местное население не доверяет иностранным миротворцам не из России. Возможно, необходимо говорить об интернационализации этих миссий, привлекая новые составляющие, в том числе и ООН.
«Но это необходимо делать постепенно и не с кондачка, как это предлагает молдавская сторона. Фактически это провокационное скидывание, направленное на эскалацию в зоне конфликта новых проблемных точек для диалога», – говорит господин Кулик.