Запись, где Саддам Хусейн признает, что санкционировал использование химического оружия против иракских курдов, была обнародована в понедельник на начавшемся процессе по делу о геноциде курдского населения во время проведения военной операции «Анфаль» («Военные трофеи»).
Казненный 30 декабря по приговору другого суда Саддам Хусейн проходил главным обвиняемым по делу об операции «Анфаль
Согласно заявлению главного обвинителя Мункиса аль-Фируна, эта запись была сделана еще во время проведения операции «Анфаль», в конце 80-х годов прошлого века, в ходе которой погибли порядка 100 тыс. человек.
Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на спутниковый телеканал «Аль-Джазира», пленка была прослушана по ходатайству стороны обвинения. «Я возьму на себя всю ответственность за использование химического оружия. Только я могу санкционировать химическую атаку», – заявил на звукозаписи голос, опознанный как принадлежащий Саддаму Хусейну.
«Гораздо эффективнее использовать это оружие в наиболее населенном месте, чтобы оно нанесло как можно больший вред», – добавляет диктатор.
Саддам Хусейн также высказывается о вреде курдов для Ирака. «Курды – это очень агрессивный народ, носящий все характеристики иранцев. Мы должны их преследовать повсеместно, чтобы положить конец курдскому национализму и уничтожить их главарей, призывающих к саботажу», – заявил он.
Казненный 30 декабря по приговору другого суда, рассматривавшего дело об убийстве 148 шиитов в деревне Эд-Дуджейль, Саддам Хусейн проходил главным обвиняемым по делу об операции «Анфаль».
Сейчас, передает ВВС, стул, на котором сидел бывший президент, стоит пустым. Судья зачитал формальные обвинения Хусейну, а затем объявил, что в связи со смертью обвиняемого судебное преследование в отношении его прекращено.
Таким образом, в качестве обвиняемых по этому делу остались 6 человек, среди которых двоюродный брат Хусейна Али Хасан Маджид, которого прозвали «химический Али» за предполагаемое использование химического оружия против курдов. На сегодняшнем процессе он намеревался прочитать суру из Корана в память о казненном президенте, но эта попытка была пресечена судом.
Кстати, голос «химического Али» также есть на пленке. «Я нанесу по ним удар химическим оружием и убью всех», – говорит он на одной из записей. «Насколько мы понимаем, это будет эффективно, особенно против тех, кто не успеет надеть защитные маски», – продолжает Саддам на другой пленке. При этом он добавляет, что «это оружие применяется только по его указу».
Также были показаны заснятые после химических ударов видеозаписи, на которых запечатлены десятки мертвых мужчин, женщин и детей.
Ранее бывший президент Ирака и другие подсудимые отрицали все обвинения против них. Защитники подсудимых настаивают на том, что кампания «Анфаль» была вполне законной операцией, проводившейся с целью подавления мятежа после того, как часть курдов во время ирано-иракской войны приняла сторону врага. В случае признания вины подсудимых им грозит смертная казнь.
Кстати, в Ираке до сих пор казни ожидают приговоренные вместе с Хусейном его сводный брат Баразан Ибрагим ат-Тикрити, возглавлявший иракские разведслужбы, и экс-глава Революционного трибунала Аввад Хамид аль-Бандар.
Ранее сообщалось, что они были казнены вместе с бывшим президентом рано утром 30 декабря, однако позднее власти Ирака опровергли эту информацию. Потом появилась информация, что их должны казнить в четверг, 4 января.
Однако в этот день помощник премьер-министра страны Нури аль-Малики заявил, что иракское правительство пока не определило дату их казни. Сообщается, что все необходимые для исполнения смертного приговора документы уже подписаны, однако приговоренные по-прежнему находятся в руках американцев и еще не переданы иракской стороне.