Необходимость решения задач, перечисленных в приоритетных программах, не вызывает сомнения. Но вот обозначенные там же способы достижения поставленных целей, по словам экспертов, вызывают массу вопросов. Поэтому аналитики предлагают прекратить «разведку боем» и заняться созданием эффективных «механизмов реализации целей нацпроектов».
Механизмы хромают
Мы до сих пор воспринимаем любой кусок земли не как объект товарных отношений, а как часть родины, которую нельзя продавать
В годовщину появления на свет четырех приоритетных национальных программ Русский институт и клуб политического действия «4 ноября» собрали на круглый стол экспертов, чтобы выяснить, «кто и что тормозит нацпроекты в России».
Для начала, правда, аналитики решили разобраться с тем, какую роль играют нацпроекты в сегодняшней жизни страны. Вывод оказался неожиданным: политологи сошлись во мнении, что запущенные в прошлом сентябре программы стали своего рода «разведкой боем», «исследовательским инструментом», который вскрыл основные проблемы, мешающие развитию четырех приоритетных сфер. По словам члена Общественной палаты Алексея Чадаева, в этом смысле особенно наглядный пример представляет собой реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье».
Между тем зоны повышенного государственного и бюджетного внимания президент определил вовсе не для того, чтобы использовать их как полигон для разведчастей. «Нацпроекты – это новый механизм власти, который позволит добиться качественных изменений в той или иной отрасли», – уверен Алексей Чадаев.
Однако эффективно выполнять данную функцию приоритетные программы пока не могут: хотя цели в документах обозначены благие, пути их достижения выглядят кривыми и тернистыми. «Вскрыв проблемы, мы увидели, что двигаемся не в том направлении и не так. Механизмы хромают», – считает член «Деловой России» Сергей Журавлев. Особенно хорошо это становится понятно на примере двух программ – «Доступное и комфортное жилье» и «Сельское хозяйство».
Так, в программе «Доступное и комфортное жилье» в первую очередь расписаны способы, которые помогут россиянам получить деньги на приобретение вожделенных квадратных метров. Однако та же ипотека, по словам Журавлева, в нашей стране с недавних пор сама по себе развивается стахановскими темпами. И вкладывать госденьги в данную отрасль бизнеса уже не требуется.
А вот что действительно необходимо, так это строить больше домов. Потому что на рынке отчетливо ощущается дефицит свободной жилплощади. И сколько механизмов обеспечения соотечественников средствами ни выдумывай, если не утолить «квартирный голод», цены на квадратные метры будут расти.
Из батраков в бизнесмены
Призванная существенно улучшить жизнь крестьянина земельная ипотека практически не работает (фото ИТАР-ТАСС) |
Депутат Госдумы Виктор Плескачевский предлагает также обратить внимание на то, как высчитывается стоимость жилья. Он рассказал, что 50% расходов строителей составляют отчисления в пользу города на инфраструктуру, еще 10–15% – плата всем инженерным сетям. «Эти отчисления невозможно проконтролировать, а в итоге они входят в цену квартиры», – возмущается Плескачевский. То есть 60–65% цены каждого квадратного метра берется чуть не с потолка.
Еще одна проблемы состоит в том, что 40–50% столичных квартир, которые по традиции держат ценовую пальму первенства, жители других городов используют не в качестве домашнего очага, а как объект капиталовложений. А ведь еще есть заводы, занимающие 15–20% городских земель, на которых давно могли бы стоять многоэтажки.
Не лучше обстоят дела и на селе. По словам советника министра сельского хозяйства Александра Фомина, призванная существенно улучшить жизнь крестьянина земельная ипотека практически не работает. «Только 9 подворий из тысячи получат кредиты», – утверждает Фомин.
«Ипотеки земли при нынешнем законодательстве не будет, – вторит ему Плескачевский. – Мы до сих пор воспринимаем любой кусок земли не как объект товарных отношений, а как часть родины, которую нельзя продавать».
Депутат также выступает категорически против прямого госинвестирования крестьян. По его словам, в наследство от советской эпохи нам достался не мелкий сельский предприниматель, а батрак. И теперь основная задача – воспитать из этого батрака деревенского бизнесмена. А напрямую давая крестьянам деньги, по мнению Плескачевского, государство сможет воспитать только паразита.
Кроме того, на селе, считает единоросс, создана масса возможностей для злоупотреблений: практически все расчеты ведутся наличкой, никому не известны реальные объемы неучтенной и реальное качество списанной продукции.
Все это необходимо учесть в приоритетных программах и, по словам члена Общественной палаты Григория Томчина, начать создание «механизмов реализации целей нацпроектов».