По данным Кокошина, который в 1990-е годы занимал посты первого заместителя министра обороны, секретаря Совета обороны, секретаря Совета безопасности, Россия принимает дополнительные усилия по укреплению обороноспособности страны.
В целом можно констатировать, что в мире усиливается тенденция национального контроля за невозобновляемыми ресурсами
– В чем вы видите наиболее значительные результаты в изменении положения России в последние годы?
– Россия в последние годы стала играть значительно более заметную роль в мировой политике. Можно сказать, что возросла субъектность России, нарастился потенциал реального суверенитета государства. Очень важно, что резко сократилась зависимость России от внешних заимствований, которая в 1990-е годы оборачивалась исключительно высоким уровнем воздействия на наши внутренние экономические, социальные, да и политические процессы.
У нас появляется больше возможностей для того, чтобы способствовать выработке того, что замглавы администрации президента Владислав Сурков назвал «справедливыми правилами глобализации», больше возможностей для обеспечения демократизации международных отношений – более сбалансированного распределения силы и влияния в мирополитической системе. Следует отметить, что в пользу возрастания роли России высказываются политики, государственные руководители многих стран, видящие большую угрозу для бескризисного развития мира в условиях отсутствия должного баланса сил в мире.
Нахождение России в числе государств, определяющих формирование мирового порядка, – это важное условие для того, чтобы мы сами определяли пути нашей страны, в том числе в формировании системы суверенной демократии, отвечающей задачам построения в наших конкретных, весьма непростых, условиях современной экономики, реально эффективной системы государственного управления.
– В своих исследованиях по проблемам мировой политики вы раньше многих других авторов обратили внимание на быстрые изменения в расстановке сил в мире, в том, что вы называете в своих работах «центросиловой иерархией мировой политики». Как бы вы оценили сравнительную роль и место КНР и США? Каковы, по вашей оценке, перспективы Евросоюза как «центра силы»?
– Огромное преобладание США над всеми остальными центрами силы, в том числе над Китаем, сохраняется. Но в сознании многих американцев Китай уже почти превратился во вторую сверхдержаву – задолго до того, как его сверхдержавность материализовалась и стала проявляться во внешней политике КНР, которая в целом носит весьма осмотрительный и даже осторожный характер.
Сопоставляя потенциал Китая и США в мировой политике и экономике, надо значительно более внимательно отнестись к тому факту, что Китай – значительно более гомогенное в этническом и культурном отношении общество, чем США. В Соединенных Штатах, судя по многим данным, перестает работать «плавильный котел» – система, превращавшая во втором-третьем поколении иммигрантов разной этнической и конфессиональной принадлежности в лояльных членов американской нации.
После известных событий последних года-полутора явно затормозилось превращение Евросоюза в динамичный «центр силы» со всеми атрибутами мощи и влияния. Многое свидетельствует о том, что с сильнейшим сопротивлением внутри самих стран ЕС столкнулись попытки реформирования социальной сферы, трудовых отношений, реструктуризации экономики, выгодной прежде всего большому бизнесу.
По данным Кокошина Россия принимает дополнительные усилия по укреплению обороноспособности страны |
В целом есть много признаков того, что мирополитическая система вступает в новый цикл своего развития. Все эти изменения в полном масштабе должны учитываться во внешней и внутренней политике России в силу специфики наших отношений с каждым из этих центров сил.
К сожалению, в рамках этого цикла происходит и явное возрастание роли военного фактора, что отметил в своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин. В силу этого полностью оправданными выглядят наши дополнительные усилия по укреплению обороноспособности страны.
– Насколько острой является ситуация в мировой энергетике? Связана ли она с текущими проблемами или это долгосрочная тема?
– Мировой рынок углеводородов на наших глазах превратился из рынка, на котором доминировали потребители, в рынок, на котором доминируют производители. И это не краткосрочная ситуация, а отражение среднесрочных и даже долгосрочных тенденций в мировой экономике в целом, следствие распространения образа жизни наиболее развитых государств на другие страны и регионы. Сказывается и рост политико-военной нестабильности в мире – не только на Ближнем Востоке, но и в других районах мира, связанных с добычей нефти и природного газа и основными энергетическими коммуникациями. В Африке яркий пример этому – Нигерия.
Явно усиливается стремление многих стран поставить энергоресурсы под свой национальный контроль. Радикальные решения нового руководства Боливии о национализации нефтегазового сектора и всех природных ресурсов страны – выражение этой тенденции. Это крупное событие в мировой экономике и политике, знаковое прежде всего для «третьего мира» и для его отношений с развитыми нетто-импортерами энергоресурсов – и прежде всего США. Примечательно, что такое событие произошло на «заднем дворе» «моносверхдержавы», обладающей огромной экономической, политической и военной мощью, традиционно ощущаемой во всей полноте именно в Латинской Америке.
Это событие находится в одном ряду с политикой, которую проводят по защите своих национальных богатств Венесуэла, Бразилия и ряд других стран в последнее время. Данная акция боливийского государственного руководства, безусловно, скажется на сфере международной энергетической безопасности в целом, еще больше ограничив возможности транснациональных энергетических компаний со штаб-квартирами в США и Западной Европе, которые в предыдущие 10-15 лет задавали тон в мировой энергетике.
В чем-то это событие напоминает то, что произошло в начале 1970-х годов, когда волна национализации в нефтяной сфере прошла по Ближнему Востоку, вызвав системные изменения во взаимоотношениях между странами – нетто-экспортерами и странами – нетто-импортерами углеводородов.
Андрей Кокошин (фото: ИТАР-ТАСС) |
В целом можно констатировать, что в мире усиливается тенденция национального контроля за невозобновляемыми ресурсами. В каждой стране эта тенденция проявляется по-своему. Но есть очевидная общая тенденция, которая, по-видимому, может серьезно изменить характер следующего этапа глобализации. В эту тенденцию вполне вписываются усилия России и ряда других стран СНГ по обеспечению своего национального контроля над стратегическими отраслями экономики и по полномасштабному обеспечению своих национальных интересов в энергетической сфере.
– Как вы оцениваете возможные последствия предоставления независимости Косово?
– Решение о предоставлении независимости Косово нанесет сильный удар по современной мирополитической системе. Таково мнение не только большей части «политического класса» России, но и многих крупных политиков, как на Западе, так и на Востоке, с которыми мне приходится общаться по таким вопросам. Дело не только в создании соответствующего прецедента, но и в еще большем недоверии со стороны международного сообщества к политике двойных стандартов, проводимой рядом западных государств по вопросу о суверенитете и территориальной целостности.
Предоставление независимости Косово, безусловно, вызовет обострение многих конфликтов как на постсоветском пространстве, так и в других регионах мира – в Азии, Африке, да и в Европе.
Особую остроту ситуации придает тот факт, что Косово – не часть бывшей федерации, а автономия в составе этой части федерации. Никакие доказательства «уникальности» косовской ситуации со стороны ряда западных государственных деятелей не предотвратят такого обострения.
Предоставление независимости Косово с высокой степенью вероятности в ряде районов мира вызовет эффект «падающего домино». Полную моральную и политическую ответственность за это будут нести соответствующие западные политики и те деятели в других государствах, которые им в этом бездумно поддакивают, уповая на «уникальность» косовской ситуации. Особенно это относится к ряду грузинских и молдавских деятелей.
России, нашим друзьям и союзникам придется самым серьезным образом озаботиться комплексом мер, обеспечивающих безопасность и правопорядок в соответствующих районах мира, которые окажутся под воздействием «косовского прецедента».