О создании в Тбилиси Музея оккупации президент Грузии заявил 25 февраля во время посещения в Коджори мемориала павших в феврале 1921 года в борьбе с красноармейцами грузинских юнкеров.
В своем стремлении «научить» подрастающее поколение, «как надо любить родину», Саакашвили не первый
Говоря о погибших в боях с Красной армией грузинских юнкерах, президент заявил, что «сегодняшние поколения учатся на примере этих героически павших юнкеров, как надо любить родину и как бороться с врагом».
«Нескольких сотен юнкеров грузинской военной школы вели бои с многократно превосходящими силами противника и, не оставив позиций, к 25 февраля пали все. Они пришли сюда, не имея ни вооружения, ни денег, ни международной поддержки», – цитирует президента Грузии агентство Regnum.
Президент заявил, что Грузия должна чтить память всех геройски погибших личностей. «Нам нужны такие мужчины, для которых Грузия не только пустое слово или тост», - сказал он. При этом Михаил Саакашвили категорически против, чтобы 23 февраля упоминалось в Грузии, как день мужчин. По его словам, это день оккупантов Грузии, передает «Грузия online».
«Нас уже однажды увели с европейского пути, когда под командованием безродных грузин в Грузию вошла 11-ая армия, но это больше не повторится», - заявил Михаил Саакашвили.
На церемонии в Коджори также стало известно, что 26 мая, в День независимости Грузии, в Тбилиси откроется Музей оккупации.
Об экспозиции будущего музея известно немного, но уже ясно, «какой оккупации» Грузии она будет посвящена. Саакашвили не стал скрывать, что «в музее будут собраны материалы, касающиеся советизации Грузии», передает «Интерфакс». В своем стремлении «научить» подрастающее поколение, «как надо любить родину», Саакашвили не первый. Подобные музеи открыты в Латвии и Эстонии.
Первый Музей оккупации появился в Риге – в 1993 году его создали на месте бывшего Музея красных латышских стрелков. Основная цель музея – «свидетельствовать о том, что происходило с Латвией и латышским народом за время господства оккупационных властей в 1940-1991 гг.»
Большая часть экспозиции посвящена периоду с 1940 по 1946 год. Показан процесс включения Латвии в состав СССР, затем период немецкой оккупации. Причем «гитлеровская» экспозиция в несколько раз меньше, чем картины «советской оккупации». Но «советской истории» в Риге набралось столько, что в прошлом году музей решили расширить – строительные работы должны закончиться в 2008 году. Сейчас средняя посещаемость музея – около 400 человек в день.
В начале прошлого года Музей оккупации в Риге посетил посол РФ в Латвии Виктор Калюжный. В книге посетителей он оставил очень длинную запись, общий смысл которой сводится к тому, что «экспозиция очень однобокая, выпячивается только один период истории Латвии – советский, но и он изображается исключительно в черных тонах».
Помимо самой экспозиции, в здании действует и «кружок по интересам». Практически каждый год 1 апреля в музее проходит вечер антисоветских анекдотов. Тем не менее латвийские власти очень гордятся своим музеем. К примеру, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, посетив Музей апартеида в Йоханнесбурге (ЮАР), рассказала его сотрудникам, что «и в Латвии есть аналогичный – Музей оккупации», и выразила надежду на возможный обмен опытом.
Через 10 лет после открытия Музея оккупации в Риге подобный музей открылся и в Таллине, где среди экспонатов также «представлены предметы и документы, связанные с репрессиями в отношении мирного населения Эстонии и депортациями в Сибирь в 1941 и 1949 годах».
По данным властей, финансировала проект, который обошелся в 2,5 млн. долларов, гражданка США эстонского происхождения Ольга Кистлер-Ритсо, покинувшая родину в 1944 году. За помощь в открытии музея она была удостоена высшей награды столицы страны – «Герба Таллина».