«Проблема взаимодействия власти в лице государства и гражданского общества – это отдельная и острая тема в России, – считает Дьякова. – Тут существует несколько позиций. С одной стороны, не доверять государству и опасаться его, а с другой – неумение общаться с государством и властью на равных, так как эта традиция напоминает процесс похода к власти с челобитными с рассказом об ужасах современной действительности. А вот наладить конструктивный диалог не всегда получается, к тому же не хватает механизмов этого взаимодействия».
Официальный сайт органа власти – ее автопортрет, выложенный в Интернете, и зачастую этот автопортрет не радует
Важным аспектом преодоления информационного раскола в обществе, считает Дьякова, является поддержка районных, муниципальных газет. «Зачастую те граждане, которых мы называем информационно бедными, кроме центральных телевизионных каналов, в качестве источников информации имеют только районные СМИ, поэтому значение и роль этих СМИ в жизни граждан переоценить сложно», – говорит она. Дьякова, как представитель Урала в ОП, привела пример из своей практики – в Уральском округе во всех конкурсах выделен специальный раздел для районных СМИ.
«Так, в недавно завершившемся конкурсе по освещению приоритетных национальных проектов в регионе у нас участвовало более 50 районных СМИ, их материалы не уступали крупнейшим областным газетам», – с гордостью заявила Дьякова. В целом она уверена, что общение через общественные организации, профессиональные союзы, круглые столы и Интернет поможет массе мелких СМИ объединиться для создания единого информационного пространства России.
Елена Дьякова заодно расшифровала используемые ей понятия «информационная бедность», «информационное богатство» и т.д. «Информационно богатый» – в первую очередь молодой мужчина, житель мегаполиса или крупного города, с высоким уровнем образования и достаточно высоким уровнем доходов», – уточнила общественница. Информационные бедняки, по Дьяковой, это женщины, в основном пожилого возраста, с невысоким уровнем образования, невысоким уровнем дохода, живущие преимущественно в селах и небольших городах.
Дьякова активно борется за компьютерную грамотность граждан: «Всем известен пример, когда пункты доступа к Интернету стали открываться на базе сельских почтовых отделений во многих регионах России. Однако создатели этого проекта столкнулись с потрясающей проблемой: людям на селе оказалось просто некому писать и не от кого получать электронные письма (за исключением студентов, прибывших на каникулы). Поэтому лучше начинать со школ, а особенно в сельских и небольших населенных пунктах, и это задача местных органов власти в первую очередь, а подталкивать их к этому как раз и должны гражданские институты и СМИ как наиболее продвинутые субъекты нашего общества».
Особое внимание общественница уделяет работе «электронных приемных» и официальных сайтов властных институтов. «Официальные сайты органов власти – важнейший механизм общения граждан и этой самой власти. Более того, любой официальный сайт – автопортрет власти, выложенный в Интернете, и зачастую этот автопортрет не радует», – сетует Дьякова.
Она знает, почему граждане серьезным аналитическим изданиям предпочитают периодическое чтиво: «Гораздо проще, не напрягаясь, почитать желтый таблоид с сенсацией «Мухи съели пограничника», чем читать серьезные аналитические обзоры или экономические прогнозы, но это проблема не только России. На самом деле воспитание общественного вкуса – серьезнейшая проблема просвещения граждан и воспитания в классическом смысле этого слова».