В Иране завершен процесс снятия пломб с оборудования трех ядерных исследовательских центров, что вызвало большой резонанс в мире. Процесс начался во вторник, и Великобритания, Германия и Франция уже готовы потребовать созыва чрезвычайного заседания МАГАТЭ в связи с возобновлением Ираном его атомной программы. Об этом заявил глава британского МИД Джек Стро.
Сергей Лавров сегодня заявил, что операция по снятию Ираном пломб с ядерных объектов законна с точки зрения международного права
Однако глава МИД России Сергей Лавров сегодня заявил, что операция по снятию Ираном пломб с ядерных объектов законна с точки зрения международного права. Он напомнил, что снятие пломб происходило в присутствии инспекторов МАГАТЭ, передает «Эхо Москвы».
Лавров сказал, что по вопросу иранского досье ему звонили Кондолиза Райс и министр иностранных дел Германии. Эта ситуация будет обсуждаться в начале следующей недели в Лондоне с участием представителей «евротройки», России, США и Китая.
Иран неоднократно уверял международное сообщество в своих исключительно мирных намерениях. Тегеран заявляет, что обогащение урана будет производиться в небольших масштабах и только в научных целях. Доказательств тому, что Иран намерен создавать ядерное оружие, нет.
И все же, по словам Сергея Лаврова, Россию настораживает выход Ирана из моратория в ядерной области. «Настораживает, что иранская сторона отходит от своих обязательств», – отметил глава МИД РФ. Между тем «в международной политике преемственность – крайне важный элемент доверия к тому или иному государству», заметил он.
Главным образом вызывает обеспокоенность, что «иранская сторона полностью выходит из этого моратория при отсутствии ответов на остающиеся у МАГАТЭ достаточно серьезные вопросы», пояснил министр. Как передает ИТАР-ТАСС, беда в том, что новое руководство Ирана не считает себя связанным «политическим мораторием» на реализацию ядерной программы страны, полагает он.
Глава МИД России Сергей Лавров (фото: ИТАР-ТАСС) |
И несмотря на это, Лавров заявил, что Россия «готова гарантированно обеспечить поставки топлива для будущих нужд новых иранских АЭС», из чего следует, что России разработка ядерной программы Ирана вполне выгодна.
Он также отметил, что объявленные Ираном планы по созданию серии новых АЭС могут быть реализованы только «через годы». «Реальное топливо для них потребуется не завтра и не в будущем году, а ближе к концу десятилетия», – полагает министр.
Схожая реакция на это событие и у руководителя Росатома Сергея Кириенко, который заявил, что Россия приветствует перспективы сотрудничества с Ираном в атомной энергетике. Оно, как он сказал, продолжается в обычном режиме. «Вы знаете предложения России о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ, – напомнил Кириенко. – Это хорошая возможность сотрудничества и хорошее предложение, сейчас оно анализируется иранской стороной».
Глава Росатома вновь подтвердил позицию России о том, что во главу сотрудничества должна быть поставлена безопасность и гарантии режима нераспространения. При этом Сергей Кириенко подчеркнул, что инструменты политического урегулирования не исчерпаны. Однако конкретные формы сотрудничества с Ираном Кириенко называть не стал, передает ИТАР-ТАСС. Он рассказал, что намерен посетить Иран для переговоров по дальнейшему взаимодействию. «Точные сроки еще не определены, но я поеду в любом случае, и не с пустыми руками, а по мере готовности», – сказал он.