Рабочий визит будет приурочен к началу встречи в Сеуле глав государств АТЭС - Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. На переговорах с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми президент России намерен обсудить возможность урегулирования территориального спора, препятствующего подписанию мирного договора между двумя странами.
Увязка по договору
Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (фото REUTERS). |
По сообщениям японской печати, Мори привез Путину личное послание от премьера Коидзуми с приглашением посетить страну. Как пишет токийская «Асахи», со ссылкой на анонимные правительственные источники, согласованны и сроки российско – японского саммита: 18-19 ноября 2005 года.
И если источники «Асахи» не ошибаются, то осенью наступит завершающий этап долгого подготовительного процесса подготовки встречи в верхах, и возможно прорыва в двухсторонних отношениях.
Так, еще 11 января близкая к правительству газета «Майнити», ссылаясь на анонимный источник в местном кабинете министров, сообщала, что дипломатические ведомства РФ и Японии ведут подготовку к встрече на высшем уровне. При этом назывались и сроки - конец апреля.
Однако уже тогда эксперты газеты высказывали сомнения относительно возможности приезда Путина в страну Восходящего Солнца именно в эти сроки. Причина называлась старая: неурегулированность территориальных споров относительно островов Курильской гряды, доставшихся России по окончании Второй мировой войны.
Как известно, Токио увязывает подписание мирного договора с возвращением всех четырех спорных островов Курильской гряды, в то время как Москва согласна отдать только небольшие острова Шикотан и Хабомаи. После того, как Япония в марте текущего года отклонила это предложение, переговорный процесс замедлился. Нормализовать отношения не помогло даже прошлогоднее решение российского правительства о выборе маршрута глобального нефтепровода Тайшет-Находка в пользу «японского» варианта.
Борьба между китайским и японским маршрутами шла несколько лет. В итоге в декабре прошлого года председатель правительства России Михаил Фрадков подписал постановление о строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту город Тайшет (Иркутская область) - город Сковородино (Амурская область) - бухта Перевозная (Приморский край). Общая мощность нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан составит до 80 миллионов тонн нефти в год. По нефтепроводу будут осуществляться поставки российской нефти, добываемой в Западной и Восточной Сибири, в страны АТР. В целом стоимость нефтепровода оценивается в 11,5 млрд. долл. По мнению министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, строительство трубопровода может быть завершено уже в 2008 году при условии, что оно начнется в году текущем. Но без конкретных сроков начала строительства все предыдущие договоренности могут оказаться под вопросом. По этому тема согласования этих сроков и станет одной из доминант в приговорах Путина и Коидзуми.
Роль посредника
Министр иностранных дел Сергей Лавров и министр иностранных дел Японии Нобутака Матимура (фото REUTERS), |
Неурегулированная территориальная проблема постоянно негативным фоном присутствует в отношениях Москвы и Токио, затрудняя реализацию даже таких взаимовыгодных проектов, как проекты энергетические. Кроме планов строительства трубопровода, уже несколько лет ведутся дискуссии о возможности поставок на Японские острова российской электроэнергии, при этом эксперты сходятся во мнении, что строительство уникальной морской линии электропередачи технически осуществимо.
Решать политические аспекты межгосударственных отношений было поручено министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову. Однако, его поездка в Токио 3-5 июня оказалась безрезультатной, и дата путинского визита названа тогда не была.
Лавров был вынужден публично признать, что позиции по Южным Курилам у России и Японии остаются диаметрально противоположными. Тем не менее, сразу по возвращении в Москву Лавров сделал и обнадеживающее заявление: японцы крайне заинтересованы в развитии отношений с Россией в энергетике.
Когда поиск политических решений заходит в тупик, улучшить межгосударственные отношения может прорыв в экономической сфере. То, чего не удалось сделать Лаврову, возможно, получилось у Иосиро Мори. Г-н Мори как нельзя лучше подходит на роль посредника при согласовании протокольных тонкостей визита.
С одной стороны, он не занимает никаких официальных постов в нынешнем правительстве. С другой же, является председателем Совета мудрецов (куда входят известные политики и бывшие руководители крупнейших корпораций) – консультативного общественного органа действующего при японском парламенте и пользующегося огромным влиянием среди его депутатов.
Еще мягче
Официально Мори приехал в Петербург для участия в церемонии закладки первого камня в строительство автозавода фирмы Toyota (фото REUTERS). |
Визит экс-премьера носил, подчеркнуто, деловой характер. Официально Мори приехал в Петербург для участия в церемонии закладки первого камня в строительство автозавода фирмы Toyota в Шушарах (Ленинградская область), в которой участвовал и российский президент. Вероятно, тогда и была согласованна приемлемая для обеих сторон формулировка целей поездки Владимира Путина в Японию.
При этом российские информационные агентства, ссылаясь на источники в Кремле, подчеркивают именно рабочий характер возможного визита. Тут мы сталкиваемся с дипломатической терминологией: визит официальный имеет более высокий статус и иной протокол.
Между тем, не будут забыты и вопросы политики, не касающиеся напрямую болезненных тем. Как пишет токийская «Йомиури», Россия готова поддержать кандидатуру Японии в качестве постоянного члена Совета безопасности ООН. А этого Страна восходящего Солнца последовательно добивается на протяжении последних лет.
Обозреватели газеты полагают, что, поддерживая стремление японцев занять подобающее место на международной арене, Москва сможет смягчить и бескомпромиссную позицию Токио по территориальному вопросу.