Оппозиция не может себе позволить выступать столь масштабно. Но деньги на организацию митингов и съездов у партий находятся. И если «цветные» революции, возникающие на постсоветском пространстве, финансируют, в основном, западные страны, то быт российских политиков во многом зависит от благосклонности отечественных спонсоров.
Оптом - дешевле
Василий Якеменко |
Как объясняют профессиональные устроители митингов, внутри столицы можно набрать максимум 10-15 тыс. человек, которые согласятся за определенную мзду выйти на улицы и прокричать нужные лозунги. Людей для более обширных массовок набирают в регионах. Впрочем, «Наши» и не скрывали, что привезли в Москву сторонников из провинции.
К месту назначения иногородних митингующих доставляют обычно на автобусах. Автобус до Тулы, в который вмещается порядка 50 человек, стоит $200. Чем дальше расстояние, тем выше цена. Но даже если допустить, что $200 – постоянный тариф и «Нашим» удалось собрать на акцию 10 тыс. москвичей, окажется, что только на транспорт подопечные Якеменко истратили $200 тыс. Прибавьте расходы на еду, где-то по $5 на человека, и сумма округлится до $550 тыс.
Столичным сторонникам тоже принято платить, ибо силами активистов нынче можно устроить только малозаметный пикет. Стандартная ставка для участника митинга, на который выйдет не больше 300 человек, равняется $10. Оптом – дешевле. На многолюдных мероприятиях массовка получает по $7 на каждого. Правда, здесь придется доплатить $100-300 менеджеру проекта, который отвечает за организацию мероприятия в целом, и $30-50 «звеньевым», которые собирают и строят отдельно взятые шеренги. Опустим для простоты расчетов деньги, положенные «менеджеру» и «звеньевым», выйдет, что москвичам «Наши» заплатили $70 тыс.
Шествие молодежного движения «Наши» по Ленинскому проспекту |
Складываем все вместе и получаем: двухчасовая прогулка по Ленинскому проспекту обошлась«Нашим» в $1,3-1,4 млн.
Оппозиционные митинги стоят куда дешевле. Участникам акций оппозиционеры платят также: по $7-10 на человека – а вот на аксессуары особо не тратятся. Несколько плакатов на пластиковой основе по $15-20 за штуку, да растяжка за $30-50 – вот и вся «фурнитура». Итого за $3-4 тыс. можно организовать вполне приличное мероприятие.
Кто даст оппозиции денег
Ставку на оплаченных «активистов» делают не только российские политики. Во время знаменитой «оранжевой» революции 20 тыс. человек днем и 3 тыс. человек ночью за небольшую мзду создавали видимость круглосуточного протеста на Майдане. Днем платные революционеры получали по 50 гривен (около $10), ночью – по 300 гривен (около $60).
Недавно США заявили, что истратили на украинское восстание 65 млн. долл.
Возможно, американцы помогут и отечественной оппозиции. В этом году правозащитная организация «Фридом Хаус» назвала Россию «несвободной страной». А на борьбу с «несвободой» США ежегодно собираются выделять $360 млн. Правда, по словам одного из политтехнологов, «Фридом Хаус» давно обещает дать денег кому-нибудь из оппозиционеров, но пока от них не получили ни копейки.
Борис Березовский |
В числе потенциальных меценатов называют также руководителя политических программ фонда «Открытая Россия» Александра Осовцова и известного столичного бизнесмена Александра Лебедева. По нашей информации, партия «Новые правые» провела съезд на деньги, полученные от Лебедева. Но сейчас он сосредоточил все свое внимание на предстоящих выборах в Мосгордуму.
Самым же перспективным финансовым источником средств для оппозиции эксперты считают предпринимателей, бизнес которых сильно вырос за последние несколько лет. Их многое не устраивает в сложившейся ситуации, и они готовы выделить средства на то, чтобы эту ситуацию изменить. Правда, теоретические споры предприниматели спонсировать не станут. Платить они будут тому, кто выведет людей на улицы и пустит историю по оранжевому сценарию.