Мнения

Аркадий Комаров
предприниматель

На зарубежных рынках россиян никто не ждет

15 октября 2021, 12:20

Фото: Максим Стулов/Ведомости/ТАСС

Многие бизнесмены, экономисты и политики понимают, что сегодня одним из условий рывка в экономике страны является стремительное наращивание экспорта. Существует национальный проект «Международная кооперация и экспорт», который предполагает удвоить российское присутствие на иностранных рынках уже к 2024 году.

Для того, чтобы успешно продавать продукты и услуги на внешних рынках, недостаточно, чтобы они были высокого качества и продавались по низкой цене. Необходимо, чтобы эти продукты и услуги были известны на целевых рынках. Если вашей компании, ее продукции/услуг нет в СМИ – значит, они не существуют. Продавать никому не известные товары/услуги от малоизвестных компаний – весьма сложное и малоэффективное занятие. 

Грамотная маркетинговая политика является важным фактором успеха на рынке. Примеров этому масса. Как один из наиболее понятных, иллюстрирующих влияние раскрученности бренда на цену товара – это кофе навынос: средняя стоимость стакана популярного капучино в Москве – 180 рублей, в раскрученном и модном Starbucks – 295 рублей.

Моя повседневная многолетняя практика работы с зарубежными СМИ, преимущественно деловыми, показывает, что российские компании, их товары и услуги мало представлены, а зачастую просто отсутствуют в информационном пространстве за рубежом. Ни статей, ни рекламы. Это подтверждают и профессионалы зарубежных СМИ от Индии до Бразилии. Все в один голос спрашивают: «Почему России не видно в наших изданиях? Кроме «Спутника V» и российских вооружений, мы ничего не слышим и не знаем о российских товарах и услугах». Хотя в России масса компаний, которые производят не просто болванки из металла, а высокотехнологичные продукты, которые могли быть, с учетом низкого курса рубля, очень конкурентны на внешних рынках.

За последние три месяца я побывал на пяти международных выставках в России: Военно-морской салон, МАКС, «Армия», COMTRANS (коммерческий транспорт), «Нева» (судостроение). Побеседовал в совокупности с парой сотен компаний, которые производят и могут экспортировать современную технику, оборудование и приборы, иногда уникальные по своим характеристикам. Но только 3% из этих компаний имеют какую-то медийную активность за рубежом.

Россия по экспорту высокотехнологичных товаров занимает 27-е место. Впереди нас Сингапур (4-е место и 5,6 млн жителей) и Нидерланды (9-е место и 17,5 млн жителей). Про США и Германию, Корею и Японию, которые агрессивно продвигают свою продукцию по миру, я уж не говорю.

Несмотря на информационную войну против России, журналисты, особенно не англосаксонского происхождения, готовы публиковать информацию о российских компаниях. Но проблема в том, что они ее не получают. Поэтому, когда просматриваешь зарубежные деловые медиа, можно встретить информацию о товарах и услугах американского, французского, немецкого, китайского и прочего происхождения, но информация о российских товарах/услугах попадается крайне редко. Более того, для влияния на важные рынки крупные корпорации просто покупают влиятельные СМИ. Самый яркий пример – покупка американской оборонной (не медийной!) компанией Lockheed Martin 40% The Times of India, главной газеты Индии. Задачи этого приобретения понятны – влияние на крупнейшем рынке.

Наша проблема понятна: многие российские экспортеры не могут, не знают, не умеют продвигать продукцию. Но гораздо чаще, как показывает мой опыт общения с сотнями компаний-экспортеров, просто не думают об информационной поддержке своего экспорта. Это характерно даже для многих крупных компаний. Не раз мне приходилось общаться с генеральными и коммерческими директорами компаний, которые только после разговора со мной задумывались над необходимостью системного подхода к продвижению экспортных товаров и услуг в информационном пространстве зарубежья. Иногда слышу от директоров по экспорту, что «нас все знают». На вопрос к директору по ВЭД одного крупного машиностроительного предприятия: «Как вы силами пяти подчиненных можете охватить пять тысяч потенциальных клиентов по всему миру?» – ответа не последовало.

Среди экспортных предприятий немало таких, кто не имеет развитых сайтов на английском. Про версии на испанском, китайском, французском, арабском и прочих языках не говорю. А если и есть, то зачастую это просто переведенное «зеркало» русскоязычного сайта, никак не адаптированное к задачам экспорта. Проблема коммуникаций усугубляется тем, что на сайтах многих предприятий нет контактов, выделенных для зарубежных клиентов. Мы проводили эксперимент: звонили на экспортные предприятия по общим телефонам и на английском языке просили связаться с экспортным отделом. В половине случаев натыкались на секретаря, не знающего английский, долгие поиски соответствующего сотрудника и отсутствие последнего на месте. При этом написать можно было только на общую почту. При отправке соответствующего текстового запроса лишь в 2/3 случаев мы получали ответ. Полагаю, что таких настойчивых клиентов, которые будут продолжать делать попытки найти нужный контакт российского экспортера, будет немного.

Исключение среди экспортных предприятий составляет разве что «Рособоронэкспорт», в меньшей степени Объединенная авиастроительная корпорация и «Вертолеты России», чья активность в зарубежных оборонных и авиационных СМИ заметна последние 15 лет. Эта долговременная медийная активность коррелируется с успехами этих компаний в экспорте вооружений: Россия занимает уверенное второе место по экспорту вооружений, наша военная авиация также очень успешна за рубежом. Хотя мы все понимаем, что реклама и PR в успехе экспорта вооружений играют далеко не ведущую роль.

Российские институты гражданского экспорта и региональные власти помогают экспортерам в участии в выставках, консультируют как продвигать на площадках интернет-торговли, что в какой-то мере нивелирует эффект отсутствия информации в деловых СМИ. Но для успешного выполнения целей вышеуказанного национального проекта нужна корректировка стратегии – активный и грамотный системный маркетинг и PR в зарубежных деловых СМИ. Крупный бизнес может справиться с этим самостоятельно, но почти этим не занимается, средний и малый нуждается в поддержке государства, соответствующих экспортных институтов.  

Смею заметить, что недостаточно сделать электронный каталог экспортных товаров Made in Russia/Moscow и т. д. Надо, чтобы о его существовании знали потенциальные покупатели в разных странах. В противном случае это зря потраченные силы и средства на безвестное существование во вселенной из двух миллиардов сайтов.

Это должна быть постоянная, круглогодичная системная работа, позволяющая российскому бизнесу постоянно присутствовать в информационном пространстве нужных стран. В противном случае можно забыть о массовом прорыве российских технологических компаний на зарубежные рынки. Вопрос успешного экспорта решается не только созданием конкурентного по качеству и стоимости продукта, но и активным, агрессивным продвижением такового на зарубежных рынках – нас там никто не ждет, а если и ждет, то не с распростертыми объятиями.

Вам может быть интересно

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Медведев назвал условие завершения конфликта на Украине без новых издержек

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

Карты Газпромбанка UnionPay перестали принимать в банках Турции, ОАЭ и Таиланда

Турецкие, эмиратские и тайские банки прекратили обслуживание карт UnionPay, выпущенных Газпромбанком, ссылаясь на технические ошибки и блокировки, что вызывает затруднения у пользователей при снятии средств.

Меркель заявила, что Зеленский сделал ее козлом отпущения

Бывший канцлер Германии Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel выразила мнение, что президент Украины Владимир Зеленский сделал ее ответственной за последствия саммита НАТО в Бухаресте 2008 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Минобороны показало видео уничтожения украинского МиГ-29

Министерство обороны России обнародовало кадры уничтожения самолета МиГ-29 Вооруженных сил Украины на аэродроме Днепр.

Захарова предупредила об опасности недооценивать «скукоженную британскую империю»

Официальный представитель МИД Мария Захарова высказалась о недооценке роли Британии в антироссийской гибридной войне, подчеркнув опасность таких разговоров.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

СМИ: После ударов по Украине вдвое снизилось число звонков мошенников

После мощного удара по энергетической инфраструктуре Украины количество звонков от мошенников россиянам снизилось вдвое из-за отключения света в колл-центрах аферистов, сообщили СМИ.

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Разработки новейших российских вооружений ведутся без широкой огласки, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, почему ранее не было известно о разработке ракеты «Орешник».

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?