Мнения

Михаил Магид
публицист

Будет ли война Турции с Сирией и может ли Россия ее предотвратить

12 февраля 2020, 12:04

Фото: UMIT BEKTAS/Reuters

В последние дни сирийская тема снова вышла в заголовки мировых СМИ и стала приобретать угрожающие очертания. Дело в том, что в северо-западный регион Сирии, Идлиб, сплошным потоком вливается турецкая бронетехника. Уже переброшено около 1000 единиц танков, артиллерии, грузовиков с солдатами и поток не останавливается. Турция готовится к проведению крупной военной операции против сил Асада.

Сценарий, при котором такая операция превратится в масштабное наступление, не предрешен, но он возможен. Эрдоган выдвинул руководству Сирии ультиматум. 5 февраля он заявил: «В настоящий момент два из 12 наших наблюдательных пунктов находятся за линией фронта режима. Мы надеемся, что к концу февраля режим покинет наши наблюдательные пункты. Если режим не отступит, Турция будет вынуждена взять дело в свои руки». После ударов турецкой артиллерии по силам Асада это предупреждение нельзя сбрасывать со счетов.

С кем воюет Асад в Идлибе?

Развернувшееся в последние недели наступление Асада на регион Идлиб, которое происходит при поддержке российских и иранских сил, а также проиранских милиций, направлено прежде всего против группировки «Хайят Тахрир аш-Шам*» (ХТШ). Ее ядром являются боевики салафитского толка из организации «Джебхат ан-Нусра*» – сирийской ветви «Аль-Каиды*», которые уничтожили в Идлибе органы самоуправления – местные советы, обложили города и поселки налогами и преследуют всех несогласных. Свыше 20 тыс. боевиков ХТШ не только контролируют регион, но и совершают партизанско-диверсионные вылазки на территории, занимаемой Асадом.

Кроме них, в Идлибе действуют соединения Сирийской национальной армии (СНА), отряды исламистов – сторонников вооруженного джихада, и протурецких националистов, созданные в ходе восстания против Асада, а ныне управляемые турецкими офицерами. Наконец, есть и относительно независимые от ХТШ и Турции группировки антиасадовских сил. Для Асада контроль над Идлибом является важным шагом к окончательному разгрому оппозиции и восстановлению контроля над Сирией.

Почему это беспокоит Турцию?

С начала Сауры (восстания в Сирии) в 2011 г. Турция в большей или меньшей степени делала ставку на поддержку исламистских сил, участвующих в борьбе с Асадом. Эрдоган стремился использовать и поставить себе на службу ряд группировок оппозиции, что ему и удалось. Вероятно, он мечтал о создании в Сирии дружественного ему режима. Однако к настоящему моменту зоны, контролируемые оппозиционными силами, уменьшились либо были взяты сторонниками Асада. Тем не менее, Эрдоган продолжает рассматривать некоторые группировки оппозиции в качестве своих союзников.

Другая цель Турции заключается в создании вдоль всей 800-километровой турецко-сирийской границы буферной зоны, заходящей в Сирию на глубину в десятки километров – заслон от курдских Отрядов народной самообороны (ОНС). Турция считает их связанными с Курдской рабочей партией (РПК), которая ведет в самой Турции и на ее границах партизанскую войну ради автономии 20 миллионов турецких курдов. Приграничные военные операции Эрдогана на территории Сирии с целью создания этой буферной зоны очень популярны в Турции.

Согласно данным социологических опросов, их поддерживает до трех четвертей турок, и они способствуют росту рейтинга президента Реджепа Тайипа Эрдогана. К тому же Турция стремится создать в этой «безопасной зоне» нечто вроде альтернативной Сирии, управляемой турецкими офицерами и экономистами, противостоящей как Сирии Асада, так и курдским силам в лице ОНС и РПК. Одним словом, безопасная зона может стать инструментом Турции, направленным против курдов и режима Асада. Регион Идлиб непосредственно примыкает к этим районам и может рассматриваться Турцией как ее возможное продолжение.

Кроме того, проблемой Эрдогана являются его падающие рейтинги. Сейчас за него проголосовали бы 42% граждан Турции, тогда как в октябре, когда проводилась крупная антикурдская операция в Северо-Восточной Сирии, эта цифра составляла 48%. Военные операции в Сирии могут повысить его авторитет внутри Турции.

Но главная причина обеспокоенности Эрдогана – беженцы. В настоящее время на территории Турции находится 4 млн сирийских беженцев. Для экономики страны, и без того переживающей кризисные явления, это тяжкое бремя. Так же, как в странах Евросоюза, а может быть, даже и в большей степени, наплыв огромного количества беженцев вызвал в Турции острый политический кризис и даже столкновения между беженцами и местным населением.

Некоторые наблюдатели считают, что поражение Эрдогана и его Партии справедливости и развития (ПСР) на муниципальных выборах в 2019 г. связано именно с этим фактором. Между тем бои в Идлибе привели к новым потокам беженцев. Около миллиона сирийцев бросились к границам Турции, и это далеко не конец. Население Идлиба – 4 млн, из которых 2 млн – беженцы от сил Асада из других регионов Сирии, для которых жизнь в условиях режима неприемлема. Переход всей этой массы людей, страдающих от бомбежек и перестрелок, на турецкую сторону станет для Эрдогана настоящей катастрофой.

Взаимные обвинения и рост конфронтации

В соответствии с договоренностями, достигнутыми в Астане и Сочи между Россией, Турцией и Ираном, Идлиб должен был стать зоной деэскалации. Это означало, что следует снизить, а затем и вовсе прекратить военные операции всех сторон. Предполагалось также, что боевики ХТШ уйдут из идлибского региона или по меньшей мере отведут свои силы и военную технику из полосы безопасности вдоль соприкосновения с силами Асада. В этой местности были установлены турецкие наблюдательные посты.

Однако ХТШ и не думали уходить. Турция и протурецкие силы, развернутые в Идлибе, ничего не предприняли для нейтрализации этой организации. Они сотрудничают с ХТШ и не желают нести потери в результате конфликта с группировкой. Возможно также, они считают, что это ничего не изменит. Не только ХТШ совершает набеги на Асада и нападения на российские объекты, но и некоторые протурецкие группы, а нести потери в боях с почти союзниками и сокрушать их не имеет смысла. Кроме того, руководители Турции могут полагать, что Асад в любом случае атакует оппозицию, что бы она ни делала. Для такого подозрения есть основания – режим Асада уничтожил все существовавшие ранее зоны оппозиции, где действовал режим деэскалации, хотя там военная активность антиасадовских сил резко снижалась.

ХТШ развернули активность в тылу асадовских сил, совершая диверсионные акции. Кроме того, они пытались атаковать российские военные объекты с помощью дронов. В атаках участвовали и другие оппозиционные группировки джихадистов. Это дало Асаду и его союзникам основания для начала масштабной операции в Идлибе. В ответ Турция обвинила Асада в нарушении договоренностей о деэскалации.

В ходе наступления сирийской армии ряд турецких постов оказались окружены силами Асада, причем некоторые подверглись артиллерийским ударам – сложно сказать, случайно или намерено. Восемь турецких военных погибли. 3 февраля Турция в ответ «нейтрализовала» в Идлибе 76 сирийских солдат. С таким утверждением выступил министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, заявив: «Удары были нанесены по 54 целям режима. Согласно информации, полученной из различных источников, на данный момент нейтрализовано 76 военнослужащих режима [Башара Асада]».

Турецкие войска хлынули в Идлиб. Эрдоган объявил Асаду ультиматум.

Или тот отступит, снимет окружение турецких постов и прекратит военные операции, вызвавшие потоки беженцев, или Эрдоган возьмет инициативу в свои руки. Практически это угроза войны. После гибели от рук сирийской армии турецких военных общественное мнение Турции, скорее всего, позитивно воспримет операцию против Асада.

Турция не боится конфронтации с Асадом. Во время операции «Источник мира» в 2019 г. турецкая армия буквально сметала силы сирийских военных, а порой те бежали при одном приближении турецких войск. Тогда российские войска не защитили Асада. Так же военные РФ не защищают Асада от налетов израильских ВВС – они помогают Асаду лишь в конфликте с боевиками оппозиции. Моральный дух многих подразделений сил Асада низкий, снабжение плохое, зачастую они одеты в рваную одежду, их вооружение и организация не идут в сравнение с турецкими.

Но Турция не заинтересована в осложнении отношений с Россией. А такое осложнение неизбежно в случае, если Турция снова нанесет удары по Асаду – союзнику Москвы.

Россия и Турция: союз и противостояние

Россия оказалась в сложном положении. С одной стороны, она играет роль посредника. Москва заинтересована в сближении с Анкарой и в том, чтобы вбить клин между Турцией и НАТО. С этой целью Россия строит в Турции АЭС в Аккую, провела туда газопровод, превративший Турцию в крупный газовый хаб (питающий страны Европы), продает турецкой армии ракетные системы C-400. Объем российско–турецкого товарооборота достигает 22 млрд долларов. Российскому руководству важнее улучшение отношений с Турцией, чем триумф Асада. Поэтому РФ стремится примирить Дамаск и Анкару, извлекая из этого выгоды для себя.

С другой стороны, РФ в Сирии является военным союзником Асада и Ирана. Вместе с ними она участвует в наступательных операциях в Идлибе против ХТШ и протурецких боевиков. Поскольку Россия не является полностью нейтральной стороной в конфликте, ее посредническая миссия затруднена. Эрдоган уже неоднократно высказывал недовольство политикой РФ, а в российских СМИ появились критические публикации о Турции. В определенной мере Россия и Турция противостоят друг другу в Сирии, хотя они могут частично разрешать свои противоречия за счет третьей стороны (Асад, протурецкие боевики, курдские ОНС).

Россия не может действовать в Сирии, если она находится в конфронтации с Турцией. Турция располагает второй по мощи армией в НАТО, сильной экономикой и глубоко погружена в сирийские дела. Конфликт с Турцией вызвал бы крупные осложнения. В то же время и Турция дорожит партнерством с Россией и нуждается в ней как для политического балансирования между Москвой и Вашингтоном, так и для решения оперативных вопросов в Сирии и Ливии.

Почему переговоры буксуют?

Пока идут переговоры по Идлибу между российской делегацией и Турцией, которые в настоящее время не привели ни к каким результатам. Такие переговоры велись и раньше, подписывались соглашения, которые затем нарушались. Можно констатировать, что российско-турецкие договоренности в Сирии работают плохо. Причина этого в расходящихся интересах сторон, а также в наличии множества неподконтрольных им факторов (ХТШ не подчиняется Эрдогану, Асад, который опирается не только на Россию, но и на Иран, не всегда делает то, что хочет Москва, а есть еще курдские формирования ОНС, которые никому не подчиняются и действуют, опираясь на сотрудничество с США).

Правда, в настоящее время сирийские войска без сопротивления Турции занимают территорию вдоль трасс М5 и М4, а такая возможность предполагалась ранее договоренностями России и Турции.

Но вопросы остаются. Как далеко намерен зайти Асад? Насколько серьезен ультиматум Турции? Как следует относиться к словам Эрдогана о возможности возобновить операцию «Источник мира», направленную против курдских ОНС, на северо-востоке Сирии? Конфликт в Сирии подошел к развилке. Подошли к развилке и российско-турецкие отношения. В ближайшие недели мы увидим, усилится ли охлаждение между двумя государствами или они смогут разрешить противоречия.

Как могут развиваться события?

Вариант 1. Войска Асада остановят наступление, а Турция молчаливо признает их успехи. Нечто подобное происходило и раньше.

Вариант 2. Турция начинает крупную военную операцию против Асада. Это напрямую затронет интересы России и Ирана (иранские и проиранские силы активно участвуют сейчас в сирийском наступлении). В этом случае Россия постарается избежать прямой конфронтации с Турцией. Сирия находится далеко от российской территории и близко к Турции, и военное столкновение с ней для России в этих условиях невыгодно. Не говоря о том, что РФ заинтересована в сотрудничестве с Турцией. Поэтому Россия постарается предложить Турции что-то такое, что может остановить конфронтацию и в то же время частично удовлетворить Асада.

Вариант 3. Россия (возможно, до вспышки крупных военных действий, а может быть, и после ее начала) может обменять Саракиб и ряд других районов, взятых Асадом в Идлибе в последние дни, на районы на северо-востоке Сирии, позволив Турции увеличить там свою безопасную зону за счет курдских территорий. Тогда и Асад оставит под своим контролем стратегические трассы и укрепит свое положение, и Турция получит компенсацию. Этот вариант возможен и всерьез обсуждается курдами, его вероятность оценивается ими как высокая, хотя им этот проект очень не нравится.

Вариант 4. Он предполагает расширяющуюся конфронтацию со все более широким вовлечением Турции, России, Ирана и других акторов. Этот вариант представляется наименее вероятным, потому что большая война с непредсказуемым исходом – это не то, в чем заинтересованы страны.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Вам может быть интересно

За ночь над Россией уничтожили шесть украинских беспилотников
Темы дня

«Байденовщина» опять мешает отношениям России и США

«Это чистая "байденовщина"», – так охарактеризовал текущую политику США в отношении России глава МИД Сергей Лавров. В новом интервью дипломат дал довольно жесткую оценку диалогу с Вашингтоном: Штаты отказываются от договоренностей по Украине, вводят новые санкции и блокируют восстановление двустороннего сотрудничества. О чем говорят изменения в риторике Москвы?

Как Франция готовится напасть на Россию

Крупнейшие за последние годы военные учения начались во Франции. Легенда учений и странна, и показательна одновременно. Пресса открыто признает, что «французская армия готовится к возможной войне с Россией». Как именно французские военные представляют себе это столкновение и к чему готовят своих солдат?

В проекте новой Конституции Казахстана изменили статус русского языка

Экономист: Европа опоздала с созданием собственной платежной системы

Каллас назвала освистывание Вэнса на Олимпиаде «европейской гордостью»

Новости

Ракета с борта «Герани» поразила вертолет Ми-24 ВСУ

Ударный дрон «Герань» смог сбить ракетой «воздух-воздух» украинский вертолет Ми-24, сообщил эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин.

Грузия решила защитить от антироссийских санкций ЕС морской терминал в Кулеви

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о готовности обсудить с ЕС вопрос терминала в Кулеви на Черном море, который Брюссель намерен включить в 20-й пакет антироссийских санкций. Об этом передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Ветеран «Альфы»: Реакция Алексеева и ошибки киллера помогли генералу

Отсутствие контрольного выстрела, неприцельная стрельба и поспешное бегство указывают на непрофессионализм стрелявшего в заместителя начальника ГРУ, генерал-лейтенанта Владимира Алексеева, сказал газете ВЗГЛЯД подполковник ФСБ в отставке, президент союза «Офицеры группы Альфа» Алексей Филатов. Ошибки нападавшего, а также действия генерала по своей самозащите, позволили замначальника ГРУ выжить после покушения.

В Минздраве подсчитали количество россиян старше 100 лет

Граждан России старше 100 лет насчитывается 17 тыс. человек, сообщила главный внештатный специалист гериатр министерства здравоохранения России Ольга Ткачева.

Посольство России подтвердило переселение туристов из отелей на Кубе

Посольство России на Кубе подтвердило факты переселения российских туристов из ряда отелей в другие гостиницы.

Вэнс: США вложат 9 млрд долларов в ядерную энергетику Армении

Соединенные Штаты инвестируют 9 млрд долларов в развитие ядерной энергетики Армении, сообщил вице-президент США Джей Ди Вэнс во время брифинга в Ереване с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.

Перекупщики взвинтили цены на спектакль с участием Ефремова

Все билеты на постановку «Без свидетелей» с участием освободившегося из мест заключения актера Михаила Ефремова раскупили за считанные часы.

Глава МИД Турции назвал условие появления у Анкары ядерного оружия

Турция будет вынуждена рассмотреть участие в гонке ядерных вооружений, если в регионе появится новое государство, обладающее ядерным оружием, заявил глава МИД Турции Хакан Фидан, комментируя возможность появления ядерного оружия у Ирана.

Трудовым мигрантам с низким доходом решили запретить продлевать патенты на работу

Комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила поправки в закон о правовом положении иностранных граждан.

США задержали в Индийском океане танкер Aquila II

Американские военные перехватили и досмотрели в Индийском океане судно, которое «нарушило карантинный режим», введенный для подсанкционных кораблей, заявил Пентагон.

Польские СМИ обвинили Зеленского в развале энергосистемы Украины

Масштабные отключения электричества и коррупция в энергетике вызвали резкую реакцию в Польше, где раскритиковали действия Владимира Зеленского.

ЕС предложили перевести активы России из Бельгии в подконтрольный депозитарий

Европейскому союзу следует рассмотреть возможность вывода замороженных российских активов из бельгийской юрисдикции и их перемещения в новый депозитарий под контролем ЕС, считает экономист Хьюго Диксон, один из авторов концепции «репарационного кредита».
Мнения

Сергей Миркин: Как русофобия породила Холокост

У Варшавы в 1939 году была «золотая акция»: во многом от ее позиции зависело, будет ли подписан оборонительный договор между СССР, Британией и Францией. Поляки сделали всё, чтобы этого не произошло.

Глеб Простаков: Европа – на скамейке запасных партнеров России

В основе происходящей в Европе суеты – ожидание крупной российско-американской сделки, где Европе отведена роль реципиента новых правил игры. И тут включается чистая конкуренция: кто первым «добежит до Путина», тот имеет шанс получить свой кусок пирога.

Юрий Мавашев: Как США пытаются сузить российские горизонты Индии

История с портом Чабахар – лишь эпизод в длинной череде попыток США лишить Нью-Дели стратегической перспективы и субъектности. США усиленно пытаются разорвать связи между Индией, Ираном и Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов