Поговорил со старшим ребенком, заканчивающим школу. В 21-м году будет голосовать впервые на федеральных выборах. Занимается программированием, готовится поступать в технический вуз, политикой не увлекается, но по возрасту скептически настроен по отношению к государству, играет время от времени в танки те самые.
Рассказал ему, что мужик, который танками (со)владеет и вроде бы даже их придумал и написал, создал партию и собирается с этой партией пойти на выборы. Задал вопрос – что ты по этому поводу думаешь и не захотел бы ты проголосовать за такую партию, всю из себя прогрессивную и современную.
Получил в ответ тягостное недоумение от самого вопроса. «Почему я должен голосовать за миллионера, запустившего три донатные игрухи?» Дал прочитать манифест. Параллельно выяснили, что среди отцов-основателей еще дядька из начальства «Яндекс.денег». Что очков партии в глазах молодого человека, мягко говоря, не прибавило.
Более того, он позволил себе комментарий скорее из арсенала Корбина, Сандерса и Меланшона, а вовсе не утер слезы восхищения от состава выдающихся профессионалов, замысливших новую партию. Манифест тоже не помог: «А что в нем не так. Все правильно. А «Единая Россия» твоя что против всего этого, гы-гы-гы».
И подумал я вот что. Основные проблемы Партии прямой демократии именно с теми, кто, по мнению авторов идеи, и составляет их целевую аудиторию. Молодые люди, IT -замороченные, фанаты безусловного прогресса, люди того самого интернета, игроки в онлайн-игры и прочая.
Вернее даже так. Нет ни одной причины, почему эти люди будут голосовать за партию IT-миллионеров (Wargaming, Yandex) и их клиентелы по умолчанию. Так же как собиратели винограда в Абрау не голосовали за Партию роста только потому, что работают в системе Титова. Не говоря уж о мелких предпринимателях, которые в Титове видели еще одного начальника, а вовсе не защитника и представителя.
В ситуации с ППД все еще более сложно. Та самая целевая аудитория а) наиболее скептична среди всех возможных б) находится частично на стихийных, частично на осознанных современных левых (Корбин/Сандерс, а не Зюганов) позициях по отношению к вопросам собственности, распределения национального богатства, государственного управления.
Туманные обращения к мудрости и воле народа и глубокая мысль, что мы хотим жить в стране, в которой хочется растить детей, а для этого нужно человеческий капитал развить и условия ведения бизнеса поменять, вообще мимо данной кассы. Тем более рядом с дежурным заклинанием про то, что лимит потрясений Россия уже исчерпала.
На сегодняшний день и по составу участников, и по манифесту Партия прямой демократии – это партия благонамеренных пенсионеров за прогресс (советские люди вообще прогресс любили с детства) и верхушки среднего класса, неровно дышащей к цифровой экономике. И если она чей-то спойлер – то спойлер скорее той же Партии роста или либерального крыла «Единой России».
Источник: Блог Глеба Кузнецова