Мнения

Андрей Безруков
доцент кафедры МГИМО, член Совета по внешней и оборонной политике

России нужна технологическая дипломатия

4 июня 2019, 08:18

Фото: Zuma/ТАСС

Объявленная Соединенными Штатами технологическая война Китаю еще раз подчеркивает, что России необходима стратегия укрепления собственного технологического суверенитета.

Мы входим в эпоху, когда критическая инфраструктура в мире – финансовые, энергетические, коммуникационные, транспортные системы, городское хозяйство – будет перестраиваться на новые технологии. На этом гигантском, многотриллионном рынке у России есть определенное конкурентное преимущество. Мы, в отличие от многих стран, имели опыт выстраивания собственной критической инфраструктуры с нуля. Все космические, энергетические, финансовые, логистические системы были построены нами самими, построены на наших технологиях.

Самое интересное, что это преимущество уходит корнями в российский менталитет, в российские научные и инженерные традиции. У нас не получается делать простые вещи в больших количествах, быстро и дешево. А вот неимоверно сложные системы, где главный критерий не цена, а оригинальность дизайна, эффективность и надежность, мы делаем хорошо.

Это преимущество надо использовать для того, чтобы, во-первых, построить собственную критическую инфраструктуру нового поколения, технологически независимую от наших конкурентов, и, во-вторых – вовлечь в этот процесс наших партнеров, перед которыми встает та же задача.

Ведь без партнеров мы обойтись просто не сможем. Огромные затраты разработки и строительства новой инфраструктуры не окупить на рынке в 140 миллионов человек, даже вместе с нашими ближайшими союзниками, Белоруссией и Казахстаном. Для этого нам нужно выстроить крупный технологический альянс, разделить ответственность и затраты, которые обеспечат нашу конкурентоспособность.

С кем строить такой альянс? Это потенциально и страны БРИКС, и вся Юго-Восточная Азия, почти весь Ближний Восток, большой кусок Латинской Америки, Африка. Это все те страны, которые не хотят попасть в неоколониальную технологическую зависимость и обеспечить свою независимость, свой технологический суверенитет над своей инфраструктурой. А с началом эпохи торговых войн, это и страны, которые не хотят стать «полем боя в технологических войнах» между Соединенными Штатами и Китаем.

Здесь преимущества России очевидны. Мы не лезем ни в чьи внутренние дела. Мы не являемся их «проблемным соседом», мы с ними никогда не воевали и воевать не будем. А это и формирует тот уровень доверия, который необходим для совместных проектов, для трансфера ключевых технологий, для долгосрочного партнерства.

Мы не можем отложить формирование наших технологических партнерств на неопределенный срок. В мире на наших глазах появляются линии технологических разломов, формируются техноэкономические блоки, которые определят структуру нового мира по принципу «свой-чужой». Первым таким блоком становится «англо-саксонский», включающий в себя Соединенные Штаты, Канаду, Британию, как раз для этого покидающую Евросоюз, Австралию, Новая Зеландию, а также, возможно, и Мексику. Еще один блок начинает создавать Китай.

Перед Россией встает выбор – должны мы пытаться присоединиться к одному из блоков или нам необходимо создавать свой собственный, например, с Евросоюзом, или с Германией, или с Японией, или с Индией, перед которыми встают те же самые проблемы недостаточной критической массы, не позволяющие им быть технологически и экономически самодостаточными. И тот, кто соберет их вместе, будет способен на равных конкурировать и с Китаем, и с Америкой.

Безусловно, полная технологическая независимость – это миф. Для любой страны, даже такой большой, как Китай или США, уже невозможно иметь технологические и научные заделы на самом высоком уровне по всем направлениям. На это ни денег не хватит, ни мозгов. Но мы, по крайней мере, должны обеспечить контроль над ключевыми технологиями в тех секторах, которые являются критическими для нашей безопасности в грядущих кибервойнах.

Кроме того, «умный город», банковские, финансовые, транспортные системы, интернет вещей – это все гигантские, многотриллионные рынки на много десятилетий вперед.

Россия как производитель и поставщик критической инфраструктуры потенциально для 30-40% мировой экономики – это прекрасная модель развития.

Это экспортная модель, которая позволит нам жить не только за счет оборонки, сельского хозяйства и нефти, но и с высоких технологий. Это, кстати, залог успешной диверсификации нашей оборонной промышленности, где очень много талантов, которые можно задействовать.

Большие, амбициозные глобальные проекты создания критической инфраструктуры нового поколения, как в свое время ядерный и космический проекты, дадут нашей стране возможность наконец перестать экспортировать мозги и стать экспортером готовых решения, созданных этими мозгами. Это стало бы самым стратегическим национальным проектом.

Россия стоит перед необходимостью выбора наших технологических партнеров и союзников. Но есть ли у нас стратегия, есть ли у нас политика, которая помогла бы этот выбор реализовать и обеспечить нашу конкурентоспособность? Это большой вопрос. Мы входим сейчас в эру, когда правильная научно-технологическая дипломатия становится залогом успеха нашего развития и нашей безопасности.

Мы должны выстраивать наши международные технологические отношения, наши партнерства в фундаментальных научных исследованиях с прицелом на будущее. Если раньше термин «научная дипломатия» вызывал ассоциации с гуманитарным сотрудничеством, то теперь это та сфера, в которой будут определяться победители и проигравшие на мировой «шахматной доске». Много чернил пролито на тему того, как нефть делает геополитику. Сейчас пришло время говорить о том, как ее делают технологии, школы и университеты.

Вам может быть интересно

Кремль прокомментировал сообщения о выборах на Украине
Темы дня

Евросоюз испугался критической зависимости от США

Евросоюз неожиданно осознал, в какой сильной опасности оказался из-за зависимости от американских платежных систем. Брюссель уже давно мог бы создать собственных конкурентов Visa и Masterсard, действующих по всему миру, ведь евро – резервная валюта. Однако он не сделал это. Почему ЕС бездействовал и оказался так уязвим?

Почему Макрон захотел говорить с Россией

Москва и Париж возобновили контакты на техническом уровне. Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, эту же линию должны поддержать другие страны Европы. Тем не менее в экспертном сообществе сомневаются в искренности главы Пятой республики. Почему именно французский лидер активнее других высказывается о возобновлении диалога с Россией и стоит ли доверять ему?

Лавров назвал новые варианты соглашения по Украине «изнасилованием» версии США

Грузинский эксперт призвал Азербайджан и Армению не впадать в эйфорию в отношениях с США

Богомолов отказался от должности ректора МХАТ

Новости

Дмитриев высмеял Каллас за провокацию «папочки Трампа»

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев иронично прокомментировал заявление главы европейской дипломатии Каи Каллас о проявлении «европейского достоинства» на Олимпиаде.

Госдума решила обязать мигрантов проходить медосмотр после въезда в Россию

В пакет законопроектов, который Госдума одобрила в первом чтении, включили норму об обязательном медицинском осмотре для мигрантов, сообщил председатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев.

Россия намерена обсудить с США сделки с нефтью Венесуэлы

Власти России намерены обсудить с США ситуацию, связанную с введённым запретом на участие в нефтяных сделках с Венесуэлой, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Telegram оштрафовали за отказ удалить запрещенный контент

Таганский райсуд Москвы постановил, что компания Telegram должна выплатить 3,8 млн рублей за отказ удалять запрещенную информацию.

Минпромторг анонсировал запуск бывших заводов Toyota и Volkswagen

Запуск производства на бывших заводах Toyota в Петербурге и Volkswagen в Нижегородской области намечен на 2026 год, заявил глава Минпромторга Антон Алиханов, выступая в Госдуме.

Министр спорта Дегтярев назвал негодяем французского главу ИИХФ

Министр спорта России и президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев резко высказался в адрес главы Международной федерации хоккея (IIHF) Люка Тардифа, назвав его негодяем.

Главком ВС Норвегии заявил о риске «захвата земель» Россией

Руководство норвежских военных не исключает сценарий проведения Москвой наземной операции на севере Норвегии ради обеспечения безопасности стратегических объектов, заявил глава норвежских вооруженных сил Эйрик Кристофферсен.

Исполнитель покушения на генерала Алексеева Корба признал вину

Обвиняемый в попытке убийства генерал-лейтенанта Минобороны России Владимира Алексеева Любомир Корба в ходе следственных действий дал признательные показания, сообщил Следственный комитет России.

Politico сообщила о расколе в ЕС накануне важного саммита

На предстоящем саммите лидеров Евросоюза в Брюсселе вновь обострились споры по поводу оборонных проектов, экономических реформ и отношений с США, пишет газета Politico.

Кремль прокомментировал сообщения о выборах на Украине

Планы Владимира Зеленского по проведению выборов на Украине остаются неясными, так как официальных заявлений по этому поводу пока не поступало, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЦБ предложил решение спора банков и маркетплейсов

Банк России предложил перейти к открытой модели участия банков в скидочных программах маркетплейсов, что должно обеспечить равные условия для всех финансовых организаций.

Политолог: Киев развязал себе руки для кражи украинских детей

Киевские власти, которые громогласно заявляли о «похищении русскими детей», сами создали себе условия для кражи несовершеннолетних, сказала газете ВЗГЛЯД политолог Лариса Шеслер. Ранее на Украине разрешили принудительную эвакуацию детей без согласия родителей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов