Знали ли в Siemens, куда уйдут турбины, по поводу поставки которых в Крым разгорелся нешуточный скандал? Думаю, что да, знали. Знали и не особо «парились» из-за этого, ибо полагали, что бизнес есть бизнес, политика – надстройка, существующая для реализации экономических интересов.
Выйти на внешний рынок со своим «импортозамещением» мы вряд ли сможем
Но тут как раз возникла та редкая ситуация, когда глобальные интересы империалистов, направленные на удушение России санкциями, попросту вошли в противоречие с интересами отдельных корпораций, пусть и мировых, которые имеют многолетний стабильный бизнес в России.
Та же история и с «Северным потоком – 2», против которого прямым текстом направлен недавний законопроект американского Конгресса. Новые санкции ставят под прямой удар не кого-нибудь, а государствообразущие концерны Европы, такие как немецкий BASF, австрийский OMV, французский Engie, которые участвуют в строительстве газопровода и уже вложили в него немалые деньги...
Кстати, скандал с турбинами, который раздували не один год, неспроста совпал по времени с американскими санкциями против «СП-2». Как не случайно и то, что скандал раздули до небес именно тогда, когда турбины уже оказались на территории Крыма, т. е. когда замять его и по-тихому повернуть все вспять не получится.
Тем, кто подзабыл, напомню, что раздувать его начали еще на уровне заключения контракта.
Летом 2015 г. газета «Ведомости» опубликовала «текст-слив» под заголовком, который говорит сам за себя: «Siemens поставит турбины для крымских электростанций». Говорить после этого, что нынешняя ситуация возникла внезапно, было бы очень странно. Уже тогда стало ясно, что турбины совершенно точно предназначены не для Тамани.
Раньше, когда это было на уровне слухов, все ограничилось бы тем, что Siemens просто разорвал бы конкретный контракт и отозвал бы оборудование. Теперь все куда серьезнее.
Как и в случае с санкциями против «Северного потока», нетрудно догадаться, что в ситуации, когда проиграют и Россия, и немецкий концерн, конечный выгодополучатель находится за океаном.
И еще. По поводу «импортозамещения» и тому подобного.
Думаю, ни для кого не секрет, что с производством турбин у нас давно никак. Со времен распада Союза. Как и с большинством технологичных промышленных отраслей.
Проблема в том, что наши олигархи просто уничтожили отечественную промышленность, совместив при этом собственную сиюминутную выгоду и глобальные интересы Запада.
Даже после крушения социализма и строительства капитализма в качестве конкурентов на их поле мы были абсолютно не нужны Западу, а нужны были лишь как сырьевой придаток и рынок сбыта. А нашим олигархам дорогое в обслуживании и не имеющее доступа к внешним рынкам производство было также не нужно. Проще ведь торговать сырьем, чем строить заводы по его переработке.
Та же тема с турбинами. Дешевле и проще закупать импортные, чем строить свои. В результате у нас убито не только производство самих турбин, но и, к примеру, станков для их производства, которые, к слову, делает тот же Siemens.
Та же история с самолетостроением, которое было уничтожено на радость Boeing и Airbus, хотя сейчас и делаются робкие попытки воссоздать хоть что-то свое.
Вопрос в том, увенчаются ли эти робкие попытки успехом.
И вот тут есть сильные сомнения.
Во-первых, как я уже писал, рынка для продукции отечественного производителя у нас просто нет. За границу не продашь – там все давно поделено, а наши предпочтут купить за границей: дешевле, надежней, привычней.
Разумеется, до тех пор, пока «заграница» будет продавать, пока покупки не попадут под санкции. А санкционное давление, судя по всему, будет только нарастать.
Неэффективность санкций с точки зрения отдельных компаний и даже государств не должна давать пустых надежд. Элементарно лишив нас доступа к станкам, турбинам, наконец, к оборудованию для нефте- и газодобычи, разрушив системообразующие проекты типа того же «СП-2», они могут нанести России очень болезненный удар.
Есть ли у нас время на подготовку ответа, на то самое пресловутое «импортозамещение»? Увы, многое говорит в пользу отрицательного ответа. И уж точно этого времени нет, если продолжать действовать в рамках нынешней экономической модели.
Еще лет десять назад было ясно, что национально ориентированный капитал в России не появится просто потому, что на его развитие требуются годы и десятилетия, а такой роскоши Запад нам никогда не предоставит. Теперь об этом и говорить смешно, глядя на темпы глобализации экономики и консолидации этой глобальной экономики именно против России.Единственный выход – изменение самой экономической модели, деолигархизация и национализация ключевых отраслей.
Повторю, выйти на внешний рынок со своим «импортозамещением» мы вряд ли сможем, а внутреннего у нас в нынешних условиях не появится. Значит, нужно создать его искусственно, командно-административными методами.
В этом отношении плановая экономика не раз показывала свою эффективность в условиях глобальных катаклизмов и мощнейшего международного воздействия.
Просто 10–15 лет назад эти мысли были непопулярны, тогда продолжали верить, что Запад нам друг, а «невидимая рука рынка» все «разрулит». Постепенно приходит осознание того, что это не так.
Сколько еще лет понадобится для того, чтобы наверху осознали безальтернативность кардинальной смены экономической модели? Вот главный вопрос – успеем ли?