Мнения

Татьяна Шабаева
журналист, переводчик

Искусство как свет и радиация

29 сентября 2016, 11:30

Фото: facebook.com/tatiana.shabaeva

В июле нынешнего года германская полиция допросила девяностооднолетнюю старушку, которая во время посещения музея в Нюрнберге заполнила квадратики кроссворда. Кроссворд оказался образчиком современного искусства стоимостью 80 тысяч евро. Рядом с экспонатом была надпись «вставьте слова».

Мы имеем право говорить не только за, но и против искусства, и при этом не чувствовать себя мракобесами, нападающими на прогресс

Дирекция музея заявила на старушку в полицию, хотя согласилась, что у дамы не было злого умысла. Частный коллекционер, предоставивший музею этот piece of art, тоже принял известие добродушно. Старушке повезло, а в будущем – после восстановительных работ – дирекция намерена как-нибудь четче обозначить, что кроссворд – экспонат, и его не следует принимать всерьез. Не правда ли, какая трогательная история?

Случаи, когда уборщики принимают образцы современного искусства за мусор, – классика жанра.

В 2015 году уборщица выбросила окурки и пустые бутылки в музее города Больцано. Это оказалась инсталляция, «обличающая консюмеризм, гедонизм и соединение политики с вечеринками в Италии 80-х годов прошлого века». Окурки и бутылки принесли обратно.

В 2011 году уборщица в музее Дортмунда испортила инсталляцию художника Мартина Киппенбергера, смыв с нее грязь, которая оказалась художественным штрихом, увы, не подлежавшим восстановлению.

Для того чтобы нам отличать искусство от мусора, «Лента» пару лет назад даже сделала материал, где предлагала попрактиковаться.

Очень соблазнительно остановиться на том, что сходство с мусором до степени неразличения – черта именно современного искусства, которое на самом деле не искусство, но, к сожалению, этот вывод малопродуктивен. К тому же известно, что картины некоторых художников (Ван Гог, Гоген) при их жизни могли считаться мазней и лишь после смерти творца получили признание.

Если искусство выглядит как мусор, мы имеем право громко говорить, что оно выглядит как мусор (фото: Denis Sinyakov/Reuters)

Случайность? Массовый психоз? Прозрение? «Мы никогда не знаем». Не можем быть уверены до конца. Но очевидно, что по мере того, как человечество накапливает знания в сферах «около искусства», оно все меньше способно определиться, что же такое искусство.

Нет, это вовсе не удивительно. Достаточно иметь в виду притчу о вороне, который разучился летать, когда стал слишком много думать о том, как же он летает. Или вспомнить, что гений обычно не может четко объяснить, «как он это делает». Все, что можно досконально объяснить, поддается конвейерному воспроизводству.

Удивительно другое: в одно время с тем, как люди перестали сколько-то четко понимать, что такое искусство, не только авторские права стали защищаться необычайно свирепо, но и само понятие, как никогда размытое понятие искусства, превратилось в священную корову.

Достаточно занять позицию «защитника искусства», чтобы стать царем горы: все, кто на вас нападает, заведомо ниже.

Поэтому мы попробуем вернуться к истокам, к самым что ни на есть простецким определениям.

Предполагается, что искусство оказывает некоторое воздействие на человека. Причем какое именно воздействие – мы уже не можем утверждать наверняка. «Автор хотел сказать то-то и то-то» – рассуждение для школьных сочинений.

Свободой самовыражения – следовательно, свободой интерпретации – как щитом, прикрываются и те, кто делает эротические фотографии подростков, и те, кто эстетизирует гниющую плоть (как норвежский фотограф Эйнар Сайра), и те, кто создает натуралистичные «висцеральные скульптуры» – копии требухи, мяса, телесных выделений и т.д. (как выставляющаяся в Лондоне художница Джала Вахид).

Рекомендательную заметку об этой выставке газета «Индепендент» озаглавила примерно так: «Эти висцеральные скульптуры заставят вас поежиться». Выходит, поеживаться, созерцая искусство, – это хорошо?

А с другой стороны, как честили Бодлера – еще в XIX веке – за то, что в «Цветах зла» он красочно изобразил разлагающийся труп и разоткровенничался на интимные темы!

Защитники неограниченной свободы искусства вполне здраво указывают на то, что стихи Бодлера, ныне признанного классика, за оскорбление общественной морали преследовала цензура – равно как и «Госпожу Бовари» Флобера.

Вот видите, говорят они, раньше из-за общественного ханжества нельзя было изображать адюльтер, эротические игры и разлагающуюся плоть – а теперь можно!

Видеть-то мы видим. Но это не отменяет того факта, что есть более и менее сложные способы произвести воздействие на человека, и ливер, грязюка или подчеркнуто-уродливое распятие посреди музейного зала – способ из простых, а между тем он также защищен авторским правом и тоже подпадает под понятие «искусство».

В конце концов, мы можем признать это искусством – но кто нам объяснит, почему мы должны уважать такое искусство?

В этом все и дело: искусство производит впечатление, рождает некоторые чувства – и это, кстати, признак его состоятельности как искусства. Однако оно совсем не обязательно рождает добрые чувства.

Здесь обычно звучит аргумент «Не нравится – не смотрите, вас не касается».

И его можно было бы принять, но тогда мы должны признать, что действие искусства заканчивается на выходе из музея. Если же оно на выходе из музея не заканчивается, а человек может выйти с выставки с восприятием, сдвинутым в сторону «выставленная напоказ подростковая обнаженка – это нормально», или «заляпать икону черной икрой – это нормально», то, к сожалению, это нас касается.

К сожалению, потому что это забивает жизнь необходимостью реагировать на неприятные мелкие шумы.

Мелкие, да, но, не реагируя на них, вы имеете все шансы оказаться в мире, где называть мусор искусством – это нормально (уже!), и где с точки зрения эстетики оценивается убийство (разве в кино этого нет?).

В книге Бенуа Дютертра «Девочка и сигарета» телезрители в формате реалити-шоу советуют террористам, кому из заложников жить, а кому умереть. Вы уверены, что завтра такое не будет возможно?

Если мы признаемся, что искусство может оказывать на человека любое воздействие (а оно может, и иногда прямо заявляет «я иду на вы! я провоцирую!»), то выходки городских сумасшедших, стремящихся облить искусство мочой, хотя и остаются выходками несдержанных и, быть может, склонных ко злу людей – но все же являются спровоцированными.

«Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят». Это тоже правда, если мы не хотим жульничать, записывая в актив искусства одни только плюсы.

В тех – частых, очень частых – случаях, когда искусство является спутницей идеологии, его импульс настолько силен, что порой облучает, словно радиация, даже самих идеологов, которые могут поверить, что в стране все неплохо с сельским хозяйством, если есть такой славный фильм, как «Кубанские казаки».

Яркий пример насквозь идеологического и притом безусловно истинного искусства – великое стихотворение Симонова «Убей его!». Редкий случай, когда искусство в самом деле имеет в виду то, о чем прямо говорит. Гораздо чаще оно прячется за «многозначностью» и не свободно от лицемерия.

Один из доводов в защиту эпатирующего искусства строится на том, что оно дает людям возможность познакомиться с болезненными сторонами жизни, не испытав их непосредственно.

И этот довод тоже можно было бы принять, если б одновременно с ним не распространялось явление, которое я назову «культурой травмы». Суть его сводится к тому, что нежную психику современного человека может травмировать что угодно.

Например, знание, что история человечества полна массовых убийств. Или эротические стихи Овидия. Я не шучу – вот в британском «Спектейторе» свеженький рассказ о том, что британских и американских студентов учат жаловаться, если знакомство с археологией, историей и литературой их травмирует.

Иными словами, свобода культурных проявлений не делает людей более закаленными даже при встрече с явлениями культуры (я уже не говорю о грубой действительности).

Что же делать? Запретить? Разогнать? Ввести цензуру? Или – не поощрять (что, в общем, тоже предполагает цензуру)?

Я знаю одно: если искусство не просто нейтральный фон, а и впрямь затрагивает души – оно касается каждого из нас, даже если мы сами не идем на выставку подростковой обнаженки.

А это значит, что мы имеем право говорить не только за, но и против искусства, и при этом не чувствовать себя мракобесами, нападающими на прогресс. Не стыдиться своих опасений. Мы имеем право бояться и не получать в свой адрес брезгливых усмешек: никто не доказал, что наши опасения неоправданны.

И если искусство выглядит как мусор, мы имеем право громко говорить, что оно выглядит как мусор.

Когда в мир приходит новое и встречает сопротивление – это нормально. Жизнестойкое имеет хорошие шансы показать себя. Но искусственно подавлять иммунитет, «чтоб расцветали все цветы», – недальновидно и опасно.

Вам может быть интересно

AP сообщило о двух погибших в результате стрельбы в Брауновском университете
Темы дня

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена под сомнение – и все из-за резкого роста цен на энергоносители для американского бизнеса и населения. Почему это происходит и чем грозит в итоге не только Трампу, но и амбициозному американскому проекту искусственного интеллекта?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

На Украине решили расформировать иностранные легионы

В Финляндии завели уголовное дело на Грету Тунберг

Новости

Юрист: За гирлянду на фасаде дома предусмотрен штраф до 15 тыс. рублей

Штраф от 5 до 15 тысяч рублей может грозить россиянам за размещение новогодней гирлянды на фасаде дома, окнах или подъездах, если они нарушат требования пожарной безопасности, рассказал член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

Чешский премьер Бабиш: Прага не будет финансировать Киев

Чешская сторона не собирается брать на себя обязательства по финансированию киевского режима, сообщил чешский премьер-министр Андрей Бабиш.

Роснано подало иск к Чубайсу

Группа Роснано потребовала взыскать почти 12 млрд рублей убытков с экс-руководства, в том числе, Анатолия Чубайса, из-за неудавшегося проекта Crocus и потери инвестиций.

ВСУ попытались прорваться в Красноармейск на мотоциклах

Украинские штурмовики предприняли попытку прорыва на северную окраину города Красноармейск (укр. название Покровск), но не преуспели, сообщили в Минобороны.

ВС России поразили подразделения девяти бригад и полков ВСУ в Запорожской области

Российские группировки войск «Днепр» и «Восток» нанесли поражение подразделениям девяти бригад и полков Вооруженных сил Украины в Запорожской области, сообщил губернатор региона Евгений Балицкий.

Фицо: Запад побежит восстанавливать отношения с Россией после окончания СВО

Премьер Словакии Роберт Фицо выразил мнение, что западные государства поспешат наладить отношения с Россией сразу после окончания конфликта на Украине.

Умер петербургский художник Геннадий Устюгов

Известный представитель искусства Геннадий Устюгов ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив значительный след в российской культуре.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

США решили снять санкции с белорусского калия

В соответствии с указаниями президента США Дональда Трампа снимаются санкции с белорусского калия, заявил спецпредставитель США по Белоруссии Джон Коул.

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев

Белорусский президент Александр Лукашенко принял решение о помиловании 123 иностранцев на основании достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом Трампом.

МИД пообещал скорый ответ на блокировку ЕС активов России

Распоряжение активами России без согласия страны, включая блокировку или попытки представить изъятие как репарации, нарушает международное право, ответные шаги Москвы на блокировку не заставят себя ждать, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Экс-адвокат Обамы и Клинтона подал в суд на Трампа за перестройку Белого дома

Американская некоммерческая организация National Trust for Historic Preservation подала иск в федеральный суд, требуя приостановить строительство нового бального зала в Белом доме, инициированное президентом США Дональдом Трампом. Одним из адвокатов истцов выступает бывший юрист экс-президентов Барака Обамы и Билла Клинтона.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов