Мнения

Наталья Андросенко
шеф-редактор сайта «Русский обозреватель»

Машина есть, а еды нет

3 сентября 2015, 14:45

Фото: из личного архива

«Кризис? Разве у нас есть кризис?спрашивает публицист. – И когда это мы успели стать такими нежными? В рестораны ходим, на машинах ездим – нет никакого кризиса, есть лишь «некоторые обстоятельства».

У сегодняшнего кризиса другие издержки и другая стоимость

В конце той же статьи, правда, написал наконец о главном и существенном – о закрытии больниц, сельских школ, отмене электричек. Но это к кризису никакого отношения не имеет, это еще в сытые 2000-е началось.

Но тут-то, однако, и зарыт ответ на вопрос о том, почему нынешний кризис такой страшный и почему «некоторые обстоятельства» сейчас нас пугают куда больше необходимости сушить сухари в 90-е.

В 90-е, несмотря на нищету, голод, безработицу и прочие ужасы, у нас была еще мощь социального государства.

Даже в самые тяжелые 90-е никто не отменял такие вещи, как бесплатную продленку, вызов врача на дом (в больнице не могло быть лекарств, но врач был, и он приходил к вам), малокомплектные школы и сельские больницы – список каждый продолжит сам. Вещи, которые казались незыблемыми и само собой разумеющимися.

В сытые 2000-е, когда все вроде стали наконец если не богатыми, то обеспеченными, стало возможным это избавление от «проклятого советского прошлого». Государство постепенно начало освобождать себя от тех или иных социальных обязательств – начиная от очереди на жилье и бесплатного проезда пенсионерам и заканчивая такими «само собой разумеющимися» вещами, как школьные кружки, продленка, невысокие коммунальные платежи и пр.

«Некоторые обстоятельства» сейчас нас пугают куда больше необходимости сушить сухари в 90-е (фото: Птицын/РИА Новости)

Одновременно с этим происходило общее оскудевание и вымывание общественной инфраструктуры: там, где раньше можно было доехать на электричке, теперь необходима своя машина, где раньше дорога занимала 20 минут, теперь вечные пробки, потому что территории, зарезервированные под развязки и скоростные магистрали, застроены многоэтажками и торговыми центрами.

Наплыв мигрантов и общая криминальная обстановка таковы, что там, где раньше ребенок ходил сам – например, в школу – теперь нужно водить его за руку до 14 лет.

А это значит, вы неизбежно «попадаете» либо на бесплатную бабушку (если повезло), либо на няню, либо на неработающую маму, которая не столько даже «сидит дома», сколько «работает извозчиком» – совершенно нормальная, кстати, ситуация в семьях так называемого middle up класса.

Все это оскудевание инфраструктуры прошло, конечно, не безболезненно, но уровень жизни позволял это пережить. До больницы доедем на такси (или на своей машине), на няню найдем денег, и платную медицину в общем тоже «потянем».

Но все это было возможно только в довольно сытом государстве при нефти в 130 долларов и ровно до тех пор, пока нефть была 130 долларов. Как только доходы стали снижаться, стало понятно, как тонок слой видимого благополучия и как тонка подушка безопасности социальной инфраструктуры, а она сейчас сильно тоньше, чем в 90-е.

Тут же появилось вполне оправданное беспокойство, ведь необходимый «прожиточный минимум» резко вырос. Там, где раньше можно было бы обойтись просто сухарями, теперь нужны куда более серьезные меры.

В кризис не ходят в рестораны и не ездят на такси? В романе «Гроздья гнева», ставшем классикой летописи Великой депрессии в США, есть очень показательный эпизод. Как совершенно рядовая картина: люди едут от голода из одного штата в другой на своей машине.

Совершенно немыслимая для советского и сегодняшнего российского человека ситуация – машина есть, а еды нет. Причем в буквальном смысле «жрать нечего». Целые семьи умирают от голода около своих грузовиков.

И, кстати, про дачи, на которых уже давно никто ничего не выращивает. В «голодные 90-е» была практика давать так называемые участки под картошку, и люди реально с них кормились. Тогда вся Москва по выходным ехала на свои картофельные фазенды.

Да только где сейчас та земля? У нас в Обнинске, например, под картофельные участки рядом с городом давали земли так называемого Белкинского поля – теперь это черта города, новый район Заовражье, посреди которого возвышаются два 17-этажных монолитных недостроя. А на недостроенной бетонной дуре – что, террасное земледелие будете разводить по примеру Фридриха Великого? Что-то я сильно сомневаюсь.

Народ, как известно, сер, но мудр. И если, не суша сухарей и ходя по ресторанам, испытывает неиллюзорную тревогу, то вовсе не потому, что «изнежились», «забыли, как кризис выглядит» и вообще «зажрались».

Инфраструктура стоит дорого и в одиночку гражданам непосильна – такие большие проекты может осуществить только государство. Можно дать денег врачу и купить в аптеке медикаменты, но нельзя купить томограф, городской бассейн и систему здравоохранения. Можно купить себе личный автомобиль, но не дорожно-транспортную сеть.

Я хорошо помню, как в самые голодные времена, когда зарплаты не платили по полгода, все равно оставалась возможность отправить детей в лагерь почти бесплатно, куда мы с сестрой и поехали, таким образом буквально спасаясь от голода.

Сегодня кризис выглядит по-другому.

Там, где раньше был тихий район, теперь общежитие мигрантов, и что будет, когда они все резко останутся без работы, лучше не думать. Там, где был сквер, теперь торговый центр. Все социально значимые объекты, вроде библиотек и детских кружков, либо закрыты за ненужностью, либо стоят весьма ощутимых денег.

У сегодняшнего кризиса другие издержки и другая стоимость. То, что 20 лет назад считалось понтами или ненужной роскошью, например личное авто и няня для детей, теперь насущная необходимость, потому что в новом микрорайоне никакого общественного транспорта нет, до ближайшей школы добираться полтора часа, и никакой поликлиники или детского садика тоже не предусмотрено.

Там, где раньше было государство и социальная структура, теперь пустота.

Именно поэтому сравнения с домашними заготовками, сухарями и поездками на общественном транспорте не работают, а мы гораздо ближе к ситуации, когда семья бежит от голода на своем личном автомобиле.

Вам может быть интересно

В Кремле раскрыли детали разговора Путина и Трампа
Темы дня

Освобождение Гуляйполя меняет повестку встречи Трампа с Зеленским

Владимир Путин, комментируя освобождение крупного запорожского города Гуляйполе, заявил, что успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ с занимаемых территорий. По мнению экспертов, это заявление имеет как военное, так и дипломатическое значение. Почему взятие этого города исторически важно для России и как слова президента повлияют на встречу Дональда Трампа с Владимиром Зеленским?

Россия перешла к новому этапу борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России приобрела в 2025 году особую значимость. Серия громких дел и судебных процессов продемонстрировала не только масштаб проблемы, но и усиление внимания правоохранителей к злоупотреблениям во власти. Как говорят эксперты, принимаемые меры носят сегодня системный, а не показательный характер, существующие механизмы борьбы действительно работают и дают результаты.

Названа главная цель Зеленского в переговорах с Трампом

Появились подробности задержания диверсантов ГУР в Красноармейске

Умерла актриса Брижит Бардо

Новости

Лавров напомнил «непонятливым» европейцам о военной позиции России

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что любые попытки напасть на страну встретят сокрушительный ответ.

На Украине придумали способ увеличить количество ТЦК

Власти Украины зарегистрировали в Верховной раде законопроект о создании территориальных центров комплектования (ТЦК, аналог военкоматов) на уровне сельских и поселковых населенных пунктов.

Гросси сообщил о временном прекращении огня у Запорожской АЭС

В районе Запорожской атомной электростанции объявлено временное прекращение огня, сообщил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси.

Лукашенко сбили с ног во время хоккейного матча в Минске (видео)

Во время хоккейного матча между командой президента Белоруссии и сборной Брестской области на льду «Олимпик-Арены» в Минске Александра Лукашенко сбили с ног, сообщили СМИ.

Львенка в тяжелом состоянии забрали у блогера в «Москва-Сити» (видео)

Межрайонная природоохранная прокуратура Москвы организовала проверку после сообщений о жестоком обращении с 2,5- месячной львицей, ранее проживавшей в квартире в «Москва-Сити».

Маск заявил о произошедшем «великом замещении» в Европе

В Европе уже произошло «великое замещение» населения, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Стало известно о двух выступлениях Долиной в канун Нового года

Певица Лариса Долина выступит в спектакле «Фигаро» на сцене Театра на Таганке в Москве дважды в канун Нового года – 31 декабря.

Лавров дал совет правительству Японии

Политика Токио по ускоренной милитаризации может негативно сказаться на стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Der Spiegel: Разногласия между Макроном и Мерцем усилились из-за Путина

Разногласия между президентом Франции Эмманюэлем Макроном и канцлером Германии Фридрихом Мерцем обострились на фоне предложения Парижа возобновить диалог с российским лидером Владимиром Путиным, сообщили СМИ.

В Мариуполе открыли восстановленный драмтеатр

Драматический театр города Мариуполь вновь распахнул двери для зрителей после масштабного восстановления, в церемонии приняли участие руководители ДНР и Петербурга.

В Британии объяснили пропуск Стармером совещания с Зеленским

Премьер-министр Британии Кир Стармер не принял участие в телефонном разговоре европейских лидеров с Владимиром Зеленским перед встречей главы киевского режима с президентом США Дональдом Трампом, сообщает The Daily Telegraph.

«Сбер» раскрыл ежемесячные траты россиян в 2025 году

Потребительские расходы россиян в январе–ноябре 2025 года в среднем составили 40,4 тыс. рублей в месяц, говорится в исследовании «СберИндекса».
Мнения

Ирина Алкснис: Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов