На днях стало известно, что Министерство образования и науки начало сокращать госрасходы на уже утвержденные федеральные целевые программы. Первыми урезали программы «Русский язык на 2011–2015 годы» и «Развитие образования» – на 34 млн рублей и 512 млн рублей соответственно.
В январе мы снова увидели фирменную минобровскую финансовую «эффективность
При этом в ведомстве утверждают, что сокращение финансирования не повлияет на достижение поставленных целей – нехватку денег собираются компенсировать «повышением эффективности».
Вот об этом «повышении эффективности» и поговорим, благо, наблюдать мы его могли на протяжении последних двух лет, что называется, в полный рост.
Пожалуй, наиболее ярким примером минобровской «эффективности» освоения бюджетных средств стал вердикт, вынесенный министерству независимыми экспертами в области госзакупок в конце прошлого года. Выяснилось, что 80% закупок, совершенных Министерством образования в 2014 году, являются (цитирую) «сомнительными или могут иметь коррупционную составляющую».
Про ЕГЭ и вовсе выяснилось неприятное: кратный рост количества самоубийств школьников и четырехкратное подорожание экзамена (Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости) |
Другими словами, четыре пятых всех закупок на сумму свыше 3 млн рублей каждая, совершенных Минобром в прошлом году, не прошли антикоррупционную проверку даже по самым простым, базовым критериям.
В них использовались такие ухищрения, как заключение контрактов с компаниями, предлагающими не меньшую, а большую стоимость, искусственное отсеивание участников конкурсов и проведение их под «свои» компании, выбор таких победителей конкурса, которые впоследствии практически не снижают цену, и «оптовая» раздача контрактов приближенным структурам.
Еще раз, таких закупок у Минобра в общем объеме, по мнению экспертов, в прошлом году 80%. Это даже не вердикт. Это приговор. Однако именно такая «эффективность» использования бюджетных средств была показана Министерством образования в прошлом году.
В этом году ситуация, судя по всему, если и поменяется, то явно не в лучшую сторону. По крайней мере, уже в январе мы снова увидели фирменную минобровскую финансовую «эффективность».
В первом же месяце едва начавшегося года Министерство образования совершило самые важные и необходимые для себя закупки: за месяц ведомство потратило 2 миллиона рублей на оплату ВИП-залов в аэропортах.
При этом за бюджетные деньги чиновники предусмотрели для себя не только собственно услуги залов повышенной комфортности, не забыв указать про обязательное наличие кондиционеров, мягкой мебели, систем телевещания и туалетов, но и индивидуальное сопровождение к самолету и от воздушного судна до аэропорта, персональную доставку багажа, бесплатный доступ в интернет, прессу, а также услуги бара и даже комнат для банкетов.
Все эти требования министерство указало как обязательные в конкурсной документации на официальном сайте госзакупок. При этом перечисленные услуги распространяются не только на министра, но и на всех его заместителей и даже на руководителей департаментов ведомства.
У нас в январе некоторые вузы цены на обучение в три раза подняли, детские сады подорожали, поднимаются цены на учебники, вузы стали требовать со студентов предоплату за проживание в общежитиях на год вперед... Есть, одним словом, весьма острые и чувствительные вопросы в сфере образования. И чем же Минобр отвечает на эти вызовы? Покупкой VIP-залов с барами и комнатами для банкетов. Эффективно? Несомненно.
При этом прочитать про любовь чиновников Минобразования к VIP-залам с барами и комнатами для банкетов у не очень настойчивого читателя не получится: об этом написали всего несколько сайтов. На свой пиар и купирование негативной информации министерство денег не жалеет. Это же не студенты и не учителя, на которых, по мнению чиновников, экономить можно.
Собственный пиар – статья расходов защищенная. За последнее время на поправление собственной репутации Минобр потратил более 400 миллионов рублей – именно в такую сумму эксперты оценили пиар-составляющую в контрактах ведомства.На эти деньги нам рассказывали про то, как хорошо работает министерство, как замечательно проходит ЕГЭ, и так далее. Правда, министру за работу граждане регулярно ставят твердую «двойку» в каждом опросе, а про ЕГЭ и вовсе выяснилось неприятное: кратный рост количества самоубийств школьников и четырехкратное подорожание самого ЕГЭ для налогоплательщиков. Снова «эффективность».
Но, пожалуй, наиболее ярким примером понимания Минобром эффективности расходования бюджетных средств может быть история с реализацией НИОКРов (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок). В прошлом году в СМИ разгорелся скандал: деньги, выделяемые на НИОКР, шли фирмам-фантомам, которых попросту не было по указанным адресам.
Самый пикантный случай произошел с компанией, которой Министерство образования раз за разом отдавало миллионные подряды на НИОКР, но результатов работ при этом никто не видел. Получить их не удалось даже после официального депутатского запроса в министерство.
Позже выяснилось, что по адресу, указанному в конкурсной документации, расположен магазин интим-услуг. Что именно там исследовали и разрабатывали для Минобра – покрыто тайной. Однако представление об «эффективности» в понимании чиновников ведомства г-на Ливанова это дает крайне полное.
Поэтому, когда Минобразования заявляет, что деньги начнет тратить еще эффективнее, чем раньше, я сразу вспоминаю про эти и многие другие истории. И, честно говоря, становится не по себе.