В последнее время СМИ пестрят материалами о развитии Дальнего Востока и Арктики. Кто только не берется размышлять о будущем крупных макрорегионов. Но почему-то жители этих обширных территорий до сих пор на себе особой заботы государства не почувствовали.
Нет никакой системы – расходование средств хаотичное
Конечно, скептики сейчас могут смело сказать, что президент России о развитии макрорегионов заявил в 2013 году, а потом грянули санкции, экономический кризис, и теперь рассчитывать северянам и дальневосточникам не на что.
Но позвольте не согласиться.
Не так давно состоялся традиционный деловой завтрак на инвестфоруме «Сочи-2015», где собрались люди, принимающие основные финансовые решения в нашей стране.
Так вот, главным лейтмотивом встречи стала фраза о том, что средства в стране есть, даже сейчас, и немалые, вопрос в другом – на что они тратятся.
Не буду приводить здесь цитаты, чтобы не утомлять читателя – при желании каждый может посмотреть запись состоявшейся в начале октября встречи, хочу сказать другое: фактически все участники встречи признали, что главной нашей проблемой остается неэффективное расходование средств государственного бюджета.
#{smallinfographicright=762952}И что проблема эта отнюдь не нова, мы хронически ею болеем, просто в так называемые тучные годы это, по сути, бездумное расточительство никого особо не напрягало. Теперь же, когда приходится жить в условиях санкций, низких мировых цен на углеводороды, падения экономики, стало очевидно, что нужно четко понимать, на что пойдут бюджетные деньги. И контролировать этот процесс.
Объективно финансовая ситуация оказалась не такой фатальной, как ее пытаются представить некоторые. Деньги в стране есть. Вопрос в другом – как они распределяются и на что расходуются?
В качестве наглядного примера можно привести слова директора Департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Министерства экономического развития Рафаэля Абрамяна, который на днях, выступая на выездном заседании президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации в городе Омске в рамках выставки ВТТА-2015, сказал, что стратегия развития Арктики реализуется несистемно.
И добавил: «Анализ реализуемых, а также перспективных планов показывает, что задачи, определенные стратегией, в настоящее время решаются разрозненно и фрагментарно».
При этом он привел некоторые цифры: сегодня на территории арктической зоны реализуется более 160 мероприятий и инвестиционных проектов, их объем – порядка 1 трлн рублей, из них средства федерального бюджета составляют 400 млрд рублей, за счет средств регионов – около 21 млрд рублей, за счет внебюджетных источников – немногим более 580 млрд рублей.
Более 90% финансирования приходится на развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, развитие добывающей и перерабатывающей промышленности, тогда как все остальные направления, предусмотренные стратегией развития Арктики, практически не финансируются.
Что еще интереснее, порядка 97% выделенных средств приходится всего на 4 арктических субъекта РФ: ЯНАО – 40%, Мурманская область – 39%, Красноярский край и Архангельск – 10 и 7% соответственно.
Показательно, не правда ли? Скорее всего, так же обстоят дела и с расходами на Дальний Восток и с другими регионами, отраслями и направлениями. Нет никакой системы – расходование средств хаотично и, естественно, значимого результата не дает.
Территории опережающего социально-экономического развития, которые так широко разрекламированы и опыт которых планируется внедрить на территории всей страны – хорошая идея. В свое время принцип точечного роста производства помог многим странам стать по-настоящему развитыми и процветающими.
Вот только, если приглядеться, это те страны, где изначально была продумана логическая цепочка: идея – производство – товар – доставка товара до потребителя.
Ведь даже неэкономисту ясно, что нельзя просто так производить товар ради того, чтобы его производить. С какой целью? Чтобы он гнил на складах? Результат – это сбыт, возвращение средств и вложение их в дальнейшее развитие производства, улучшение жизни людей, проживающих на этой территории.
Чем хороши ТОСЭРы? Тем, что в их рамках производителям вольготно и выгодно работать. Они могут позволить себе без больших финансовых затрат производить продукцию и сбывать ее, зарабатывая деньги.
На Дальнем Востоке и в Арктике с этим делом все далеко не так просто. Можно, конечно, и ананасы в ТОСЭРах выращивать, вот только какая у них будет себестоимость и кому они будут нужны по такой цене?
Допустим, в ТОСЭР «Кангалассы» в Якутии будут производить кирпичи, строительные материалы, еще что-то. Куда потом пойдет вся эта продукция? Кто будет ее потреблять? Какая дальнейшая логистика ее распространения?
Неужели самолетом до Амурской области или по автомобильным дорогам до Хабаровска? Кто при такой себестоимости ее будет покупать? А если главным потребителем выступит город Якутск и близлежащие районы республики, то стоило ли ради сравнительно небольших объемов огород городить?
При этом не совсем понятно, как будет решен вопрос привлечения трудовых ресурсов, добычи полезных ископаемых в рамках ТОСЭР. Вопросов больше, чем ответов.
Не те на Севере условия, не та инфраструктура, чтобы легко ставить производство. Да, где-нибудь в Белгородской области принцип ТОСЭРа может сработать прекрасно. Тут тебе и автомобильные дороги, и железнодорожные линии.
Только какой смысл внедрять льготные условия в центральной полосе, если мы намерились поднимать Дальний Восток? В центре и без всяких территорий опережающего развития все неплохо развивается.
На Севере же нужен не точечный, а грамотный, стратегический, комплексный подход к развитию бизнеса и территории. Иначе бюджетные триллионы (которые, как выяснилось, в стране есть) уйдут, как песок сквозь пальцы. И кризис будет здесь совершенно ни при чем.