Европа не так давно испытала шок, о котором предпочла не распространяться. У испанской нефтедобывающей компании Repsol случилось фиаско с черным золотом и газом.
Перспектив радужных нет, а холода как раз имеются, так еще и газпромовцев «нагнуть» не удастся
Предприятие сначала долго билось за получение разрешения на геологоразведку вблизи Канарских островов, потом против властей островной автономии, убеждая, что нефтяные платформы пейзажей архипелага не испортят и у туристов охоты проводить отпуска на канарском песке не отобьют.
Два месяца упорного бурения несчетного количества пробных скважин глубиной до трех километров принесли одно сплошное расстройство. Ситуация – как у Винни-Пуха с Пятачком, когда второму ради благополучного возвращения на землю первого требовалось попасть из ружья в шарик, но стрелок, как вы помните, с первого раза «не то чтобы совсем не попал»...
Так вот, нефти и газа там «не то чтобы совсем не оказалось», но то, что нашли, не тех объемов, которые позволяют сделать добычу рентабельной. А качество газа (метан и гексан) еще и требует значительных затрат на доведение его до кондиций, позволяющих жечь в бытовых и промышленных приборах.
Испания пережила известие об обломе спокойно: для своих нужд она закупает газ в Алжире. А вот для Евросоюза это удар. Мало того, что перспектив радужных нет, а холода как раз имеются, так еще и газпромовцев «нагнуть» не удастся.
Алжирские углеводороды почему-то Европу не наводнили (фото: Reuters) |
Нечем. Испанская пресса, когда начались южнопотоковые трения, за полгода до начала зимы радостно кипела сообщениями о том, что газовый кризис стране только во благо: в Алжире топлива этого полным-полно, возить – не перевозить, чтобы обогреть Старый Свет.
И возможности к этому технические были – если верить тем же пиренейским СМИ, газоперерабатывающие заводы североафриканцев загружены были только на четверть возможной мощности.
Но зима пришла, «Южный поток» накрылся медным тазом Третьего энергопакета и превратился в «Турецкий поток», да еще и только до греческой границы. Алжирские углеводороды почему-то Европу не наводнили.
Новый проект от Repsol, которая обещает поставлять в ЕС газ с канадского севера, хоть и не считается несбыточным, но очень уж дальняя перспектива. Да и по объемам, опять-таки, больше для доходности конкретной компании, чем для теплового блага населения континента. А сланцевая горючка из Штатов не прошла по цене.
«Голод не тетка», – говорит русская народная пословица. Холод, уверяю вас, тоже никакой не родственник европейцу. Пожонглировать словами еще чуть-чуть можно. Но уже недолго.
Всякая политика, как в свое время подметил Владимир Ульянов-Ленин, есть концентрированное выражение экономики. При всем органическом неприятии этого персонажа буржуинами с мыслью этой они, безусловно, знакомы и в правоте ее не сомневаются. Так что политическая риторика ЕС очень скоро изменится.